Сегодня в Ульяновской области работают 23 учреждения начального профессионального образования (НПО). В 2006 году они выпустили 1001 специалиста, 225 из которых по своей профессии так и не устроились. В чем причина такого положения дел? Эта проблема стала главной темой прошедшей 21 августа педагогической конференции руководителей УНПО И СПО легкой промышленности под названием «Социальное партнерство как условие обеспечения качества профессионального образования».

Совещание проходило под руководством Научно-методического центра профессионального образования. Как всегда любезно распахнуло свои двери профессиональное училище № 5, из года в год предоставляющее свои помещения для проведения различных форумов. Это одно из лучших учреждений НПО области, готовящих специалистов для легкой промышленности. Свои достижения учащиеся училища продемонстрировали в начале конференции, показав новую коллекцию одежды под названием «Ты, Россия моя!».

От красоты к проблемам. На очень важное совещание, проходившее в канун начала нового учебного года кроме директоров всех училищ были приглашены представители предприятий, потенциальных работодателей выпускников НПО, чиновники из Правительства области и Департамента образования. Увы, последние по непонятным причинам не сочли нужным посетить данное мероприятие.

Не так давно финансирование НПО было переведено с федерального уровня на худые плечи местных бюджетов. И без того не сладко жившие училища стали жить еще хуже. Связь между учащимися и производством нарушилась, учебно-производственные базы были утеряны. Престиж рабочих профессий, таких как швея, портной, ткач, сварщик, обувщик и т.д. серьезно упал, как и оплата их труда. Естественно, желающих работать за такие гроши стало меньше. Возник вопрос, нужно ли оно вообще, начальное профессиональное образование?

Конечно, нужно. Во-первых, руководство области часто говорит о необходимости квалифицированных рабочих. Так почему же тогда не помочь училищам НПО? Вот вам и кадры будут. Поэтому отсутствие людей из власти на конференции более чем странно. Во-вторых, не надо забывать, что НПО – это шанс выучиться на какую-либо профессию для тех детей 14-15 лет (после 9 класса), кто по каким-либо причинам учится хуже всех и не может мечтать о поступлении в среднетехнические училища и вузы. Не дав возможности учиться детям из этой, прямо скажем, группы риска, мы выкидываем их на улицу, что ни к чему хорошему не приведет.

Как наладить потерянные связи между производством и училищами, как удержать выпускников на не престижной работе? Вот тут-то и зашел разговор о социальном партнерстве НПО с обществом: властью, работодателями, молодежными организациями, СМИ и т.д.

Что же такое социальное партнерство? Если говорить просто, то это, по сути дела, элементарные договорные условия между училищами и теми же работодателями. Предприятие помогает училищу, предоставляя учебно-производственную базу, практику для учеников на ней, премирует как-то лучших ребят, а на основе этого училище учит максимально качественно, в духе современных технологий и требований. Возможно в эти же договора включать и пункт об обязательной отработке выпускником училища года или два на том предприятии, с которым у данного учебного учреждения заключен договор (так сделали в училище № 1). Это выгодно самим работодателям, ведь они, таким образом, могут воспитывать себе новое поколение рабочих, знакомых с их производством. У молодых же специалистов будет время привыкнуть к работе, войти в коллектив, выйти на более высокий уровень квалификации и зарплаты.

Одними из первых, кто пошел навстречу учреждениям НПО, стало ОАО «Элегант», заключившие договора о социальном партнерстве с четырьмя училищами (№ 5, 10, 13 и 17). Хорошие взаимоотношения с местным предприятием ЗАО «Румянцево» сложились и в барышском училище № 19. Вот бы их почин поддержали и другие предприятия области! Пока же в большинстве училищ ребят учат на устаревшем оборудовании, в отрыве от настоящего рабочего процесса.

Вообще, вариантов взаимоотношений между НПО и различными общественными, властными и производственными структурами предостаточно. Главное, это внимание к учащимся этих учреждений. Необходимо создать нормативно-правовую базу для организации социального диалога в партнерстве с работодателями, бизнес сообществом, социальными институтами и властными структурами, провести по вопросу подготовки рабочих кадров совместное заседание коллегий Департамента образования, Управления по труду администрации области, Союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты области. Участники конференции решили обратиться к Правительству области, чтобы оно разработало и приняло закон «О государственной поддержке подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для отраслей региональной экономики».

Пора уже не только говорить о квалифицированных рабочих кадрах, но и воспитывать их, пока еще училища НПО совсем не исчезли под грузом своих проблем.