Наша редакция в свое время, когда на улице Урицкого, у поселка Мостовая, где сейчас торговый центр МЕТРО, был еще пустырь, также оказалась вовлеченной в орбиту этой фирмы. Некая женщина пришла тогда прямо в газету и чуть ли не в принудительном порядке вручила нам карточки клиентов.
Потом МЕТРО открылся, а «СК» опубликовал на это событие пару откликов. Некомплиментарных. В среду последовали «карательные меры»: нашу сотрудницу, взявшуюся сопровождать в МЕТРО свою соседку, остановили на входе. «Пробили» по компьютеру выписанную на «СК» карточку, а там значился запрет. То есть – не пускать.
Сотрудница подняла шум, и в торговый зал их с соседкой все-таки пустили. Зато отказались обменивать временную карточку на постоянную. В общем, решили, видимо, газету проучить. Мы, правда, приглядевшись к системе МЕТРО повнимательней, и сами хотели аннулировать подаренные нам карточки, теперь это произошло как бы само собой.
Считайте, что вам повезло, сказал, узнав об инциденте, директор одной из ульяновских фирм. Мы, по его словам, не все еще поняли о МЕТРО. Он тоже туда ходил. Чтобы выдать ему эту самую карточку, с него потребовали кучу документов его фирмы, причем с оригиналами печати. «Вы понимаете, что все это значит?» – спросил директор корреспондента «СК». Не получив утвердительного ответа, объяснил. Это, по его мнению, значит, что МЕТРО собирает в регионах, куда приходит, гигантскую базу данных о сотнях и тысячах российских фирм, предприятий и органов власти. На Урицкого ему сообщили, что у них «отоваривается даже прокуратура». В сейфах МЕТРО скапливаются тонны бумаг, являющихся заветной целью экономического шпионажа. Там не только названия учредителей, адреса, телефоны, банковские счета, фамилии, паспортные данные, но и подробные сведения о финансовых операциях этих самых фирм, предприятий, органов власти «и даже прокуратуры».
«Ну и что?» – удивились мы. «То, что МЕТРО – немецкая фирма, – заключил собеседник «СК», – и в ее руках формируется подробная картина финансово-экономического положения страны, ее предпринимательского сектора, власти и правоохранительных органов». Лично он не уверен, что все эти данные и документы с образцами печатей не окажутся однажды у тех, у кого им лучше бы не оказываться. Для каких целей вообще оптовый магазин может требовать их с фирм-покупателей, организаций-покупателей и лиц-покупателей? Представьте, что вы пришли на рынок, а продавец бананов (в МЕТРО их тоже предлагают) на вашу просьбу взвесить килограмм, сказал бы: «Пока не предъявите паспорт, документы предприятия, на котором работаете, выписку из реестра юридических лиц, бумаги из налоговой, – не взвешу». Может такое быть? Разумеется, нет, поскольку продавцу перечисленные документы покупателя для того, чтобы отдать ему товар, а от него принять деньги, не нужны.
Кстати, если что-нибудь некомплиментарное о МЕТРО вздумает сказать прокуратура, ей там тоже дадут от ворот поворот? А если губернатор?