Не так давно жители Ленинского района Ульяновска были немало удивлены, увидев на улице милицейский патруль, в состав которого входил сам губернатор Ульяновской области. Личным примером Сергей Морозов решил привлечь внимание общественности к проблемам охраны правопорядка на улицах города и области.
На улицу вышли чиновники…
За последние несколько лет уровень уличной преступности в Ульяновске и области заметно вырос. Ходить по темным, неосвещенным улицам в вечернее время стало очень опасно, напасть на человека могут из-за каждого угла. К сожалению, рассчитывать на помощь милиции в это время суток практически не приходится. Патрулей нигде не видно, а наряды на машинах заезжают далеко не в каждый двор. Вот и подумали в областной администрации, не возродить ли давний опыт патрулирования улиц народными дружинниками.
Как мы уже отметили, первой «ласточкой» в этом общественно-полезном деле стал сам губернатор. Он не только поучаствовал в патрулировании района, но и распорядился о постоянном участии чиновников обладминистрации в подобных мероприятиях. Теперь ежедневно на опорном пункте №3 дежурят сотрудники из Правительства области. Губернатор выразил уверенность, что их почин поддержат администрации других районов Ульяновска и всех районных центров области. «Выразил уверенность» – это можно расценивать как распоряжение к действию. И, думается, районные чиновники не пропустят его мимо.
Присутствие в патруле чиновников – это, во-первых, и необходимые свидетели при обнаружении какого-либо происшествия (можно оформлять протокол прямо на месте), во-вторых, продолжение их работы, что называется на практике. Работать в кабинетах – это одно, увидеть, как обстоят дела на улице (например, с тем же благоустройством) – другое.
…теперь ждут общественность…
Но всех чиновников на улицу не выгонишь. Чтобы достичь более обширного покрытия уличной сети патрулями, необходимо привлечение общественности. Так, как это было лет 15 назад. От каждого предприятия ежедневно выделялись люди, которые патрулировали улицы как самостоятельно, так и в составах милицейских нарядов.
Идея понятна и, скорее всего, правильная. Но только, если в отношении чиновников еще можно как-то распорядиться, простой люд на мрачные ульяновские улицы выгнать не удастся. Просто так рисковать своим здоровьем никто не захочет. И их можно понять.
Ведь как было в советские времена? За как бы добровольное участие в народных дружинах выделялись дополнительные отгулы или дни к отпуску, были какие-то другие льготы. В случае, если дружинник пострадал, предприятие оплачивало его больничный, давало внеочередной отпуск, как-то еще участвовало в реабилитации своего защитника уличного правопорядка. Права и обязанности дружинника регламентировались соответствующим законом.
Сегодня такого закона нет. Значит, если при патрулировании кто-то из представителей общественности получит ранение, оно будет считаться обыкновенной бытовой травмой, так, если бы человек сам упал и повредил свой организм.
По сравнению с советским дружинником у нынешних добровольных помощников милиции нет никаких прав. Они не имеют права задерживать нарушителей порядка, оформлять какие-то протоколы или акты. Максимум, на что они могут сгодиться – это понятые или свидетели.
…а может все оставить милиции?
Не все чиновники и общественные деятели разделяют уверенность в необходимости возрождения народных дружин. Думается, что к их мнению присоединятся и многие ульяновцы, у которых и так хватает проблем по работе и дому, чтобы отвлекаться на еще какую-то общественную работу, какая б она не была необходимой и важной.
Все-таки охрана спокойствия – это дело милиции. В их составе действует отдельное подразделение, которое занимается общественным порядком. Вот пускай им и занимаются. С другой стороны, по некоторым данным, ульяновскому подразделению до оптимального количества сотрудников не хватает около 1000 человек. Имеющийся состав не может закрыть своей грудью всю область. Видимо, из-за этой нехватки кадров и возникла идея возрождения народных дружин.
В общем, в идее привлечения общественности к охране правопорядка есть как свои плюсы, так и минусы. Надеемся, все их учтет новый закон, который сейчас разрабатывается в обладминистрации. По словам Сергея Морозова, он должен быть принят уже в сентябре.