В конце августа авиастроители Ульяновска отметили свой профессиональный праздник – День воздушного флота. В этом году он совпал с двумя любопытными датами.

Во-первых, исполнилось 30 лет со дня образования Ульяновского авиапромышленного комплекса. Эта дата интересна тем, что первые 15 лет – до 1991 года – УАПК («Авиастар») строился и развивался в Советском Союзе, следующие 15 лет – в новой России.

Во-вторых, завтра, 2 сентября, исполняется 10 лет с того дня, когда доведенные до отчаяния авиастроители, 9 месяцев не получавшие заработную плату, перекрыли волжский мост.

В том далеком 1996 году на заводе не было продано ни одного самолета. Любопытно, что ровно через 10 лет, то есть в 2006 году, на «Авиастаре» также не продано ни одного самолета.

Тогда, в 1996 году, на «Авиастар» пришла новая команда руководителей и управленцев. Была разработана программа реструктуризации предприятия. Ее поддержали губернатор и Законодательное Собрание области. А в 2000 году программу реструктуризации одобрила Государственная Дума. По сути, благодаря этой программе «Авиастар» и выжил. На завод пошли заказы, а перед людьми была погашена задолженность по зарплате. Более того, стали появляться и зарубежные контракты, и наши самолеты стали отправляться за границу. Казалось бы, все становилось на рельсы. Но… События последних лет заставляют с тревогой смотреть на будущее авиагиганта…

Как мы уже сказали, в этом году – впервые с 1997 года – на заводе не продано ни одного самолета. И, начиная с 2001 года, ни один ульяновский самолет не отправлен за рубеж.

Все мы помним, какие надежды возлагались на так называемый «китайский контракт». Ну, еще бы – Китай хотел заказать у нас 5 самолетов общей стоимостью 150 млн долларов, а в планах стояло еще 10 самолетов. Сколько об этом шумела пресса, сколько рисовалось перспектив! Ну и где же сегодня этот пресловутый Китай со своими заказами?.. А ведь первый самолет по «китайскому контракту» должен был улететь с «Авиастара» аж в 2003 году. Не улетел. Ни первый, ни второй, ни пятый… Пока этот контракт – политическая трескотня.

Правда, в планах завода был еще Иран со своими заказами. Но и он пока так и остался в планах, тем более с предстоящими экономическими санкциями ООН в отношении Ирана.

А на завод продолжают приезжать высокие чиновники из Москвы. Они продолжают обещать, обнадеживать. Один даже заявил, что Ульяновск станет столицей авиастроителей России. Нет, это, конечно, приятно, но меня больше беспокоит то, чтобы на заводе не повторился 1996 год, чтобы люди продолжали вовремя получать зарплату, чтобы чиновники не болтали языками, а обеспечивали завод реальными заказами. И самое главное – чтобы не наступило время, когда доведенный до отчаяния рабочий народ пойдет снова перекрывать волжский мост. Об этом в первую очередь надо думать руководству авиагиганта, и его директору Михайлову, который, кстати, и 10 лет назад, в том далеком 1996 году, также возглавлял «Авиастар».

Неужели все так плохо? – спросите вы. Нет, -отвечу я. По указу Президента РФ в стране создана «Объединенная авиационная корпорация». Судя по всему, «Авиастар» снова ждет реструктуризация. И здесь очень многое будет зависеть от того же Михайлова, его команды, позиции губернатора Морозова и Законодательного Собрания области. Заказы на завод нужно не ждать – за них нужно бороться и вырывать зубами у конкурентов! Их нужно искать по всему миру, ведь под лежачий камень вода не течет.

А наш завод и авиационные предприятия области настолько уникальны и перспективны, что я бы в правительстве области создал отдельное министерство и назначил министра авиастроения. И задача для него была бы одна -искать заказы авиастроителям. Это и работа для многотысячного коллектива, и достойная зарплата, и сумасшедшие деньги в бюджеты всех уровней. Даже если это министерство будет находить заказ на один самолет в год – оно будет находиться на самоокупаемости. Подобного подхода к чиновникам в России нет.

Я обращаюсь к губернатору области Сергею Морозову. Сергей Иванович, есть над чем подумать, не правда ли?..