«Завтра алкоголь продаваться не будет, поэтому покупайте сегодня» объявления примерно такого содержания появились на ульяновских ларьках 31 августа. Те, кто в последний день лета призыву не внял, в первый день осени купить спиртное все-таки пытались. Многим удалось. Корреспондент «СК» попытался трезво оценить результативность антиалкогольного обращения властей.
Напомним, еще в понедельник, 28 числа, Сергей Морозов зачитал подписанное им обращение. В обращении содержался призыв провести День знаний на трезвую голову.
Полномочий принудить бизнесменов отказаться от продажи алкоголя у губернатора нет, поэтому им была направлена просьба добровольно отказаться от продажи спиртного на день. В середине недели стало известно, что владельцы крупных торговых сетей с идеей согласились. Они официально объявили, что в их магазинах 1-го сентября с 8 утра до 10 вечера алкоголь, в том числе и пиво, продаваться не будет.
И День знаний магазины, как мы убедились, встретили объявлениями о том, что продажа алкоголя не производится. На вопрос: «Правда не продаете?» – работники магазинов отвечали «правда» и добавляли «предупреждали же всех вчера, надо было заранее покупать». При этом убирать запретные бутылки с полок не стали, их просто отгородили веревками с надписями «не продается». В некоторых магазинах на новые надписи не стали тратить время и навесили привычное «Извините, учет». Вообще некоторые встреченные объявления, призывающие к трезвости, поразили своим содержанием. Большинство просто объясняло: «В связи с обращением губернатора…». Другие коротко поздравляли: «С Днем знаний!
Пиво не продаем». В одном из магазинов срок непродажи сократили на пару часов – до 20.00. А в центре города ларьки своими надписями даже пугали: «Приказ администрации г. Ульяновска провести 1 сентября День трезвости». Выяснить в мэрии, был ли такой приказ, нам, к сожалению, не удалось, но, вероятно, мэр его издавать не вправе.
На запрет ульяновцы реагировали по-разному. Люди постарше искренне возмущались: большинство из них о запрете слышало и даже считало его правильным, но полагало, что относиться он будет только к молодежи. На наших глазах пенсионер попытался купить пиво в супермаркете, проигнорировав висевшее рядом объявление.
Бутылку у покупателя охрана изъяла и поставила на место.
А представители молодого поколения оказывались упорнее и свои дозы алкоголя все-таки получали. Ларьки, несмотря на объявления, отнеслись к запрету менее серьезно, чем магазины. К примеру, в самом центре города отличить те киоски, которые на самом деле не продавали, от тех, которые все-таки торговали, было просто. Ко вторым выстроились огромные очереди из представителей молодежи. Несколько раз мы становились свидетелями того, как продавцов уговаривали продать пиво – многие в конце концов соглашались. А в одном из ларьков недалеко от средней школы ее ученики покупали алкоголь в пакете продавщица прятала в него банки, чтобы никто не увидел.
К середине Дня знаний, несмотря на то, что хозяева торговых точек приравняли его ко Дню трезвости, лавочки на бульваре Гончарова были полны молодых людей с пивом.