Долгий спор между Симбирской епархией и областным госархивом из-за здания бывшей Германовской церкви закончился в пользу первой. Во вторник Казанский арбитражный суд вынес решение, согласно которому архив должен выехать из спорного помещения до 1 октября нынешнего года.

Судьба ульяновских архивистов незавидная, они по-прежнему «квартируют» на чужих площадях, в то время как их коллеги из соседних регионов давно уже обжили современные здания. Германовская церковь – тоже вынужденное пристанище. 75 лет назад архив водворили туда в приказном порядке, чуть ли не с применением силы. Помещение было сырое, неприспособленное, но потихоньку его обжили.

О своих правах на здание бывшей церкви епархия впервые публично заявила в 1991 году. Верующие выходили на улицу с лозунгами: «Верните Богу Богово!», «Германовская церковь – это не склад макулатуры…».

Но в решительное наступление епархия пошла только после того, как власть похоронила идею построить Троицкий собор на площади Ленина. Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл тут же заявил о намерении забрать здание у архива, и уже тогда было понятно, что у него это получится. Еще в девяностых годах был принят закон о возврате культовых сооружений прежнему хозяину, то есть церкви.

По идее, власть сразу должна была озаботиться поиском здания для областного государственного архива.

А лучше – строительством нового. В том, что оно необходимо, сомнений нет. Проект нового здания архива был готов еще в восьмидесятых годах прошлого столетия. Его собирались строить на улице Робеспьера. Теперь на этом месте – элитное жилье.

Освободить помещение Германовской церкви до 1 октября, как предписывает решение суда, нереально.

Переезд архива – невероятно трудоемкий процесс. Тем более что непонятно, куда в принципе переезжать.

Проблема была спущена на тормозах – время ушло.

Хотя, по некоторым версиям, вариант есть (мягко говоря, несуразный): архив хотели переселить кудато в промзону «Авиастара». Дико представить, что студенты, ученые, музейные работники, краеведы, гости города (в том числе иностранные), то есть те, кто обычно работает в читальном зале архива, потянутся в те края, под бок к какому-нибудь мебельному производству.

На этой неделе судьбу архива должны были обсуждать в Белом доме.

Какой-либо официальной информации пока по этому поводу нет. Да и быть не должно. Дело архива буксует в фазе, неблагоприятной для публичного освещения. В сегодняшней безнадеге архивных работников может утешить только одно – высокое покровительство.

Поясним: не так давно у нас была восстановлена архивная комиссия, основанная в 1895 году и распавшаяся в 20х годах двадцатого века. Председателем архивной комиссии стал не кто иной, как губернатор Сергей Морозов.

Ему, как говорится, и карты в руки…