На первый взгляд, постановка вопроса выглядит резковато, но ситуации, складывающейся вокруг предприятия, снабжающего Ульяновск водой, она соответствует, пожалуй, уже без натяжек. Многое на этом фронте происходит вдали от ушей и глаз горожан.

На виду сегодня лишь усиленно нагнетаемый скандал с уголовным делом, возбужденным три недели назад по фактам «хищения средств», имевшим якобы место при закупке «Водоканалом» труб для водопровода и канализации. В деле этом пока почти одни вопросы и почти ни одного ответа. Любопытна его предыстория, ставшая известной «СК» из ряда попавших в наше распоряжение документов.

В середине апреля в одной из местных газет появилась свирепая статья, в которой гендиректор «Водоканала» Вячеслав Ковеленов обвинялся в каких-то несусветных манипуляциях с трубами, из-за чего город и все мы, его население, вот-вот то ли отравимся, то ли рухнем в преисподнюю. А меньше чем через две недели после этого на свет появился акт экспертизы, срочно проведенной Ульяновской торгово-промышленной палатой (УТПП), обследовавшей кусок трубы в районе моторного завода. Акт странный. К нему, в частности, не только не приложена копия лицензии на проведение подобного рода экспертиз, но нет даже упоминания о такой лицензии. Нет в акте и сведений о том, кем была оплачена работа эксперта, а деньги это, как правило, немалые. По одной из версий, профинансировала экспертизу самарская группа, заинтересованная в поглощении «Ульяновскводоканала» и видящая в Ковеленове препятствие на пути к этой цели.

На восьми страницах акта эксперт УТПП пытается доказать, что предъявленные ему на освидетельствование трубы до того, как лечь на службу ульяновцам, были в эксплуатации. Долго и муторно он описывает, как установил, что часть труб выпущена Выксунским металлургическим комбинатом. Параллельно эксперт так же тягостно доказывает, что остальные трубы выпущены не Выксунским заводом. Зачем доказывает, не очень понятно, ведь в стране есть и еще целый ряд трубопрокатных предприятий. Не в Выксе сделали, так в другом месте. Обнаружив, что не все трубы в длину равны точно 12 метрам, эксперт делает предположение, что те, которые недотягивают до 12-метровых, были в эксплуатации.

На чем основано предположение, не разъясняется, как и не говорится, в какой эксплуатации эти стальные трубы были и что там с ними случилось.

Может, усохли или еще что-нибудь…

На таком же уровне и прочие «выводы» акта, что и не мудрено, поскольку эксперт в своих исследованиях постоянно ссылается на «материалы интернета». Два вопроса из шести, поставленных перед УТПП, начинаются со слов «определить техническое состояние труб» (вопрос о том, где они произведены, перед «исследователем», кстати, вообще не ставился), но внятного вывода о техсостоянии обнаружить в акте не удалось. Зато, изучив «материалы интернета», эксперт установил «среднюю стоимость труб», бывших в эксплуатации (в какой эксплуатации были в своей первой жизни трубы у моторного завода, в акте, еще раз отметим, не сказано), и пришел к выводу, что купить трубы «Водоканал» мог дешевле, чем купил. Это «обвинение» и стало коньком нападок на Ковеленова.

Однако правоохранительные органы экспертиза «любителя ходить по интернету», по всей видимости, не впечатлила, и в мае следственное управление УВД уведомило Вячеслава Ковеленова, что в возбуждении дела против руководителей «Водоканала» отказано. Руководство предприятия, уверенное, что «компромат» на него распространяют по городу несколько бывших работников, уволенных Ковеленовым, и зная цену «компромату», подало на газету в суд. Ответом газеты на иск явилась еще одна статья про Ковеленова уже с цитатами из «проведенной экспертизы». Той самой, основанной на «изучении материалов интернета».

Правда, издание, видимо, и само почувствовало жидковатость выводов эксперта, во всяком случае, тон второй статьи – менее свиреп, чем первой. Не исключено, что газета к тому времени уже знала о результатах другой экспертизы – назначенной судом и установившей соответствие ставших героическими труб действующим в России нормам. Причем соответствие по всем параметрам.

Тем не менее 14 июля уголовное дело о трубах было возбуждено. 15 июля на аппаратном совещании в мэрии один из высокопоставленных руководителей обладминистрации поинтересовался у мэра города Сергея Ермакова, что это за дело там по «Водоканалу». Мэр не знал, а столь оперативная осведомленность площади Ленина в вопросе породила в горадминистрации подозрение, что идея захвата «Водоканала» самарцами с повестки дня не снята, главным же орудием лично против Вячеслава Ковеленова осталось «шитье уголовки». Рассудили, к примеру, так: перспектив у дела, может, и нет, но свалить Ковеленова помочь оно должно.

И тут выясняется, что охотников на «Водоканал» больше, чем думали. Рассказывают о появлении в Ульяновске людей из команды некоего нижегородского предпринимателя.

Они, если верить слухам, не сомневаются, что «Ульяновскводоканал» станет скоро собственностью их шефа, но только сделает он это умнее, чем самарские: «Водоканал» будет взят им через акционирование (что уже происходит якобы с УльГЭСом). Как ни странно, но из муниципальных структур коллективу «Водоканала» и вправду намекнули, что в ближайшее время их предприятие будет переоформлено в акционерное общество – чуть ли не с санкции самого мэра. Вячеслав Ковеленов оказывается помехой и тут, и добиваться его отставки будут, вероятно, уже сразу с двух флангов. Последовательным противником вывода «Ульяновскводоканала» из городской собственности – хоть через банкротство, хоть через акционирование – остается и заммэра по имущественному комплексу Анатолий Ревенков. Если сдача «Водоканала» – дело решенное, неизбежно будет нарастать давление и на Ревенкова. А ситуация в целом будет быстро обостряться, поскольку кого-то из двух иногородних претендентов на «Ульяновскводоканал» попытаются, видимо, банально развести.

Скажем, отправят Ревенкова в отставку «ради самарских», давно требующих через своих людей в обладминистрации головы заммэра по имуществу, но плоды победы над Ревенковым тайно подарят нижегородским. То же и с Ковеленовым. Так далеко ли при подобном раскладе до резни самарских с нижегородскими?

А может, задумка даже более хитроумная: самарские позволят городским властям увязнуть в схемах с нижегородцами, после чего свалят мэра и возьмут весь Ульяновск целиком.

В общем, кто кого. Ульяновцам в этой свистопляске оставлена роль зрителей. И только.