В скором времени Ульяновский государственный университет изберет себе нового ректора. Основатель вуза и его бессменный руководитель на протяжении почти двух десятков лет Юрий Полянсков оставил ректорскую должность по возрасту и перешел на пост президента УлГУ. Это новая должность, введенная поправками в закон об образовании. Функции президента и ректора не совпадают. Свои размышления о ректорской роли в новых условиях «Курьеру» предложил доктор философских наук, профессор УлГУ, заслуженный деятель науки РФ Валентин Бажанов (на снимке).

Реформа и выборы ректора

В истории становления современной цивилизации образование играет первостепенную роль. Еще в XIX веке Ф. Энгельс подчеркивал мысль, что в австро-прусской войне победил прусский учитель. Значение образования увеличивалось на протяжении всего XX века, а в XXI век человечество вошло с твердым убеждением, что благополучным может быть лишь общество, основанное на производстве и использовании знаний. Это относится к уровню постиндустриального развития, стратегическую задачу достижения которого ставит и президент РФ, и наши соотечественники, которые стремятся видеть страну в числе мировых лидеров.

Реформа образования в РФ преследует цель привести наше высшее образование в соответствие с новыми требованиями, которые отвечают тенденциям мирового развития. Важнейший элемент этого процесса – высшее образование. Имеется в виду создание национальных и инновационных университетов, своего рода инновационно-образовательных холдингов, которые призваны концентрировать и эффективно использовать интеллектуально-педагогический потенциал регионов в выполнении важного национального проекта. Контуры реформы задаются принудительной логикой действия федеральной власти, но только от нас зависит, насколько образование сможет вписаться в жесткие процедуры, подразумеваемые этой логикой, насколько можно смягчить действие Болонской конвенции и реально обеспечить новое качество и высшего, и других видов образования в регионе.

Данный национальный проект имеет ценность и сам по себе, и от него во многом зависит подъем и достойное место области на карте экономического благосостояния России. От этого зависит судьба развития у нас высоких технологий, производства, аграрного сектора и т.д. Университеты в России всегда выступали в качестве катализатора развития тех регионов, где находились.

Начало реформы высшего образования у нас в области совпадает с близкими выборами и сменой ректора УлГУ. УлГУ находится на острие грядущих перемен. Что же, на мой взгляд, предстоит сделать коллективу вуза, чтобы не только сохранилось его поступательное развитие, но и все высшее образование в регионе взошло на новый уровень? Сможет ли УлГУ способствовать созданию образовательного консорциума с потребителями знаний, областной и городской властью, отвечающего новому уровню экономической культуры? Приумножит ли он свой потенциал таким образом, чтобы соответствовать высоким параметрам исследовательско-инновационного вуза, с повышенным качеством персонального и финансового менеджмента?

Стартовые условия

УлГУ – молодой вуз. Его динамическое развитие было обеспечено энергией и умением ректора Ю.В. Полянскова привлечь в университет высококвалифицированных специалистов. Без них вуз не состоялся бы. Юрия Вячеславовича можно назвать строителем фундамента университета. Постройка на нем будет зависеть от последующих поколений ректоров и преподавателей.

Это первая в УлГУ смена власти. Любые перемены болезненны, особенно они таковы в вузе, где происходит первая смена ректора. Традиции вынесения столь важных решений коллективом университета не сложились. От того, в какой мере небезучастным окажется коллектив вуза к процедуре выдвижения кандидатов на должность ректора УлГУ, зависит дальнейшая траектория развития вуза: она может быть направлена как «ввысь», так и «вниз». Как и в каждом движении, здесь важна золотая пропорция в сочетании старого и нового.

Сейчас УлГУ в рейтинге классических университетов министерства занимает примерно 40-45 место. За 18 лет существования неплохой результат. Однако в конкурсе на статус инновационного вуза, который прошел весной и в котором приняло участие 200 (не только классических) вузов, он не попал в финальную тридцатку (в рамках которой происходил выбор). Очень скоро предстоит продолжение конкурса. Можно, конечно, обойтись и без тех 500-600 миллионов рублей, которые полагаются победителям, но дело не только в деньгах, которые всегда кстати, а еще и в перспективах дальнейшего развития и статусе, не измеряемом лишь звонкой монетой.

Ректор и его роль в развитии вуза

Традиции отечественного образования таковы, что роль ректора всегда была исключительно важной. Это знаковая фигура, которая должна символизировать высочайший авторитет и в своей научной области, и среди академического сообщества в целом. Ректор – своего рода образец, который должен показывать своим сотрудникам необходимость и реальность достижений высоких идеалов в исследовательской и педагогической деятельности. Его роль, как замечал наш выдающийся физик, нобелевский лауреат П.Л.Капица, «должна быть творческой, а не чисто административной. Он должен пони мать смысл и цель научной работы и должен правильно оценивать творческие возможности исполнителей, распределять роли по талантливости и так расставлять силы, чтобы стороны решаемой проблемы развивались гармонично». Он должен опираться на коллективный ум своих сотрудников при решении проблем, относящихся ко всем аспектам жизнедеятельности коллектива, когда общая точка зрения достигается путем убеждения, на основе выработки компромиссных решений, учитывающих многообразие интересов. Искусство ректора состоит в том, чтобы сотрудник, условия его работы и жизни были в центре внимания, управление должно обеспечивать мотивацию к деятельности, удовлетворенность своим положением в коллективе. Ректор должен добиваться широкого общественного признания работы своих сотрудников и их материального благополучия. Преподаватели, ученые должны обладать приоритетным статусом в своем вузе, а администрация – поддерживать этот статус.

За теми, кто обладает наибольшими знаниями в вузе, должно быть решающее слово. Необходимо снижать учебную нагрузку преподавателей, которая достигла, кажется, уже верхнего предела, и изыскивать средства для повышения их зарплаты, учитывая общий стаж и стаж работы в данном вузе. Тогда можно будет говорить о мерах по сохранению кадров высокой квалификации и возможности ее роста, так как у людей появится больше времени для занятий наукой и совершенствования своего педагогического мастерства.

Ректор должен эффективно взаимодействовать с властными структурами всех уровней и со своими ближайшими коллегами – ректорами других вузов и президентом УлГУ. Это важно для развития собственного вуза. Если это взаимодействие налажено, то возникает синергетический эффект умножения усилий вузов; в противном случае же – вычитания, когда проигрывают все. В случае сотрудничества возникает ситуация, когда вузы получают шанс свести до минимума конфликт интересов и совместно работать на то, чтобы образование было региональной гордостью и предметом местного патриотизма.

Хотелось бы надеяться, что быстро меняющаяся реальность заставит нового ректора искать и задействовать механизмы адаптивного управления, связанные с ценностью неформальных уз между сотрудниками, определяющие их приверженность вузу. Хотя тяга к перемене мест характерна для человека, но жалко, что иногда люди ощущали свое отчуждение и университет покидали талантливые ученые, педагоги, врачи. Главное в вузе – это люди. Именно они делают ему имя. Чем бы был Московский университет без Ломоносова, В. Соловьева и Колмогорова, Казанский – без Лобачевского и Бутлерова, С.-Петербургский – без Чебышева, Сеченова и Фока? Такими громкими именами не могут похвастаться многие старые вузы. Потому их реноме ниже.

Новому ректору будет, разумеется, легче входить в курс дел, особенно административных, поскольку рядом с ним будет президент вуза, обладающий опытом. Дополнение к закону об образовании, допускающее введение поста президента вуза, надо расценить как весьма своевременное и нужное. Оно позволяет гармонично сочетать преемственность и инновации в развитии вузов.

Перспективы развития

Лучшие мировые университеты относились в XX веке к исследовательскому типу. Но XXI век ставит новые задачи, и университеты ищут ту модель, которая соответствовала бы запросам нового времени. Эти запросы, в некоторой степени улавливаемые, кстати, нашим правительством, заставляют задуматься о целесообразности создания крупных региональных образовательных холдингов, которые были бы мобильны в своих действиях и способны достаточно оперативно решать проблемы самого различного характера. Перспективы вузов области при выполнении ряда условий можно считать довольно неплохими, поскольку у нас имеется многообразие научных направлений, стабильная инфраструктура и, главное, ученые и педагоги, опытные и молодые, известные в научных сообществах, потенциал которых далеко не исчерпан, и те, кто лишь стремится войти в науку. Процент молодых преподавателей в УлГУ выше, чем, скажем, в Казанском университете. Они более гибки и более способны на новаторские действия.

Подобно тому, как в науке происходит смена классических теорий неклассическими, так и в XXI веке феномен классического университета уступит свое место неклассическому – не в смысле содержания преподавания, а в смысле новой организации. Такой вуз будет сочетать в себе черты и исследовательско-инновационного, и сетевого, и так называемого предпринимательского, проектно-ориентированного университета, университета-технополиса, рассчитанного на многоцелевую деятельность, подчиненную структурам адаптивного управления в условиях рождения технонауки XXI века. Создание такого рода композиции может помочь УлГУ найти свое оригинальное лицо, которое выделялось бы на фоне других образов. Возможны, конечно, и иные стратегии. Важно, соблюдая осторожность, искать, а не подчиниться стихии рынка.

Выберет ли высшее образование в нашем регионе путь новых форм, во многом зависит и от предстоящих событий в УлГУ.