1 сентября в рабочем поселке Карсун обнаружили тела двух повесившихся школьников. Они висели друг против друга, лицом к лицу, рука в руке, на одной веревке, перекинутой через балку на чердаке…

КУДА УХОДЯТ ДЕТИ

Сашке Расторгуеву в августе исполнилось 15 лет. Дениске Лялькину 15 должно было аукнуть 18 сентября. Но дожидаться своего дня рождения он не стал. Почему? Почему дети решили, что прожитых 15 лет для них достаточно? Из-за этого вопроса сходит с ума весь Карсун. Совещания в школе, расспросы карсунской милиции и следователей прокуратуры, разговоры на улице – все об одном. Как такое могло случиться? И что, собственно, случилось?..

29 августа родные видели Сашу в последний раз. В тот вечер он надел новый костюм, купленный к школе, побрызгался туалетной водой и ушел. То, что он не пришел ночевать, домашних не сильно обеспокоило – не в первый раз.

– Раньше у Саши были ключи от старого бабушкиного дома, – объясняет его приемная мать Наталья, – и как-то мне соседи пожаловались, что там собирается молодежь, шумят всю ночь. Мы у него тогда ключи отобрали, и дети перестали там собираться.

Следующим утром, 30 августа, Саша дома не появился. Обедать он тоже не пришел. Сводный брат Сережа, с которым они были дружны, говорил, что ничего не знает. О плохом не думалось – дело-то житейское, ребята отмечают окончание лета. Однако к вечеру стало тревожно. Наталья с мужем взялись обзванивать родственников, к которым Саша невзначай мог отправиться. Но никто ничего не знал. А когда стали ходить по друзьям, выяснилось, что вместе с Сашей пропал и его лучший друг Денис. Обыскав все возможные места, где могли находиться мальчишки, 1 сентября родители обоих пришли в милицию.

О ЧЕМ НЕ ЗНАЮТ РОДИТЕЛИ

Отняв у парня ключи от бабушкиного дома, родственники были спокойны – положен конец гулянкам. Однако это было не так. Как выяснилось, ребята соорудили себе лазейку и забирались в старый бабушкин дом через разбитое окно веранды. 29 августа, по инициативе закадычных друзей Сашки и Дениса, в старом доме снова был намечен праздник. Они купили тринадцать «полторашек» пива, позвали двух друзей и трех подружек. Было весело. На стенах остались накарябанные гвоздем слова: «Саша, я тебя люблю».

– Это Сашка сам попросил, чтобы я написала, – призналась корреспондентам «Молодежки» Сашина девушка Кристина. – Как раз в тот последний вечер…

Как рассказывают подростки, они разошлись только к утру. В пятом часу Саша с Денисом проводили домой Кристину. После этого их уже никто не видел живыми.

1 сентября в одиннадцатом часу вечера Сашин сводный брат Сережа (который тоже был на той прощальной вечеринке) решился сказать родителям, что накануне мальчишки были в бабушкином доме. Схватив ключи, отец и приемная мать бросились туда.

– Когда подошли к сеням, уже почувствовали странный запах, – плача, рассказывает Наталья. – Но и тогда не подумали плохого. Мы-то думали, что они от кого-то прячутся на чердаке. А в доме и раньше пахло не очень – там же бабушка старенькая жила. Открыли двери. Отец включил фонарик. А он почему-то сразу погас. Тогда он зажег спичку. Почти ничего не видно… На крыльцо поднимаемся, а там… а там они висят. Прямо перед дверью. Лицом к лицу… За руки взялись. По бокам – табуреточки. А на стенах скотчем приклеили записки – у каждого своя…

«ПОХОРОНИТЕ НАС ВМЕСТЕ»

Родители признали, что предсмертные записки были написаны их детьми. Это был их почерк. Никаких сомнений. Содержание этих записок мы передаем со слов родителей мальчиков и Сашиной подруги Кристины. Саша написал всего пару строк:

«Мама, папа, простите меня за все. Все мои деньги отдайте Танюшке» (его родная сестра, которая живет с матерью, – авт.). И еще приписал снизу: «Кристина, я тебя люблю».

«Мама, прости меня, – написал Денис. – В нашей смерти не вините никого, кроме чурок. Ты живи ради Марата. Нас с Сашей похороните вместе. Может, хоть там мы будем счастливы. Если вместе не похороните, мы вас замучаем. И если Олю мою кто обидит, тоже замучаю».

– Я не могу понять, как это могло случиться, – рыдает Лариса Лялькина, мама Дениса. – Еще 29 числа они двое сидели здесь, вот на этой кровати. Хи-хи, ха-ха… Как это? Я не пойму – зачем?.. Всякое бывало у нас. Но Денис всегда со мной делился, если что случится. А в этот раз он ничего не сказал…

ЧЬЯ ВИНА?

О конфликтах национального характера (о чем может свидетельствовать записка одного из мальчиков) в Карсуне никто не слышал. По крайней мере, в последнее время. Единственный инцидент, с которым можно было бы связать обвинение в записке Дениса, произошел пару месяцев назад. Денис с Сашкой и еще несколькими мальчишками залезли во двор к соседям – выходцам с Кавказа – за бананами. Но их заметили, Одного даже поймали, и он, перепугавшись, назвал имена остальных. Но тот инцидент был улажен миром – мальчишки сами заработали денег и выплатили соседям 900 рублей.

– Я слышала, что с них еще кто-то деньги трясет, – неуверенно говорит Кристина, – но точно не знаю.

– Да, мы слышали, что мальчишки повесились, -отвечали нам встреченные на улице парни, -вроде, это из-за денег… В семьях мальчиков поразительно схожие ситуации. Саша жил с отцом и мачехой, Денис – с матерью и отчимом. – С такими родителями любой ребенок в петлю залезет’, это я вам как родитель говорю, – прокричала женщина, с которой мы столкнулись на пороге Карсунской средней школы. Она не объяснила, что имела в виду. Возможно, то, что родители Дениса выпивали, а приемная мать Саши всего пару месяцев назад была привлечена к суду за торговлю фальсифицированной водкой. Об этих фактах сообщает прокуратура Карсунского района. А вот о том, какие скандалы бывали у мальчишек в семьях, нам рассказали их друзья:

– Сашку недели две назад отец сильно избил. Он же у отца в лесу заработал 18 тысяч и 7 тысяч почти сразу потратил. Отцу кто-то сказал, что Сашка пиво покупал и сигареты. Он его так избил! На лбу шишка была, и все почки отбил. А Дениску мать иногда колотила. Когда узнала, что он курит, запихала ему три пачки сигарет в рот и заперла в подполе.

Мы не можем утверждать, что все было именно так. Но если это и было, то, думается, не всякий читатель осудит родителей за столь крутые меры. Кто знает, что сделаешь сам, если твой сын начнет пить и курить в 14 лет? К тому же, что бы сегодня в Карсуне ни говорили о родителях мальчишек, перед тем, как шагнуть с табуреток, они написали: «Мама, папа, простите…».

ЧУЯЛИ СЕРДЦЕМ

Обе матери – и родная, и неродная -чувствовали беду сердцем.

– Я всегда могла разгадывать свои сны, – говорит Наталья, – мне недавно приснилась наряженная елочка. Я проснулась и подумала: беда. Плохой сон. А потом, когда Саша пропал, приснилось, как я побелку с потолков смываю и снова белю. А этот сон – всегда к покойнику. Только я подумала, что покойник где-нибудь рядом – у соседей, может, кто. А оказалось – Саша…

– Эксперты говорят, что они повесились 30-го – плача, рассказывает мама Дениса, – как раз в эту ночь мне приснилось, что наша лошадь Ромашка сорвалась и убежала. Муж ее поймал и сует мне в руки уздечку. А я держу ее в руках и думаю ой, какая нехорошая веревка! И лошадь снова вырвалась. Муж ее снова поймал. И я вижу – яма какая-то темная. И вот лошадь в нее падает, а сама оборачивается и как будто мужу что-то рассказывает…

ЕСТЬ СЛУХИ, НЕТ ФАКТОВ

Все в этой истории под вопросом. Все под сомнением. Есть много фактов, но полной картины нет – словно из мозаики вынули серединку. Двойное самоубийство – двойной протест. Но против кого? Против родителей? Против тех, кто мог каким-то образом шантажировать детей? Или против чего-то другого? По одной из версий. Мальчишки были пьяны, и решение умереть вместе пришло спонтанно. Однако для этого нужно было «случайно» запастись веревками, «случайно» связать их в одну, перетянуть через балку на чердаке и спустить концы в сени. «Случайно» сбегать за бумагой, ручками и скотчем… Нет, к самоубийству дети явно готовились.

Одна из девушек-участниц последней вечеринки, Даша, вспомнила, что Саша что-то странное сказал в тот вечер. Что-то вроде: «Мы умрем вместе с братом»…

– У нас два пацана знали, что Сашка с Дениской повесятся,- утверждает Сашина подруга Кристина, – и никому не сказали – типа, потому, что им Саша запретил.

Прокуратура Карсунского района завела уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства». Но ответов на вопросы – кто довел детей до петли, и специально это сделал или нечаянно -пока нет. Когда они появятся – неизвестно.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

4 сентября, когда мы вместе с Натальей Расторгуевой подошли к злосчастному старому бабушкиному дому, где повесились дети, из-за забора выглянула соседка:

– Наташ, вы тут вчера печку не топили?

– Нет. Мы даже не приходили.

– А печка дымила…

Вот и еще одна загадка для следствия: вряд ли кто-то грелся в тридцатиградусную жару. Возможно, кто-то что-то сжигал в этом доме, где по сей день не закрыта лазейка – разбитое окно веранды…

Тамара ЦАРИЦЫНА