Старомайнский лесхоз по итогам 2005 года признан лучшим в России. В этом году он отмечает свое 75-летие. Занимая по площадям пятую часть района, старомайнский лес – единственный кормилец для многих сельчан. Возделать древесные насаждения не проще, чем хлебное поле. Только «жатва» наступает лет этак через сто после посева.
Живая память
Есть Ловчев кордон. А есть Ильин кордон. Названия, навсегда оставшиеся на карте Старомайнского лесничества. Лесник Жедяевского лесничества Иван Порфирьевич Ловчев всю жизнь работал там же, где и его отец. А Иван Алексеевич Ильин в свое время был лучшим лесником Ульяновской области. Обоих не стало в этом году. Лес – не памятник. Это живая память. История старомайнских лесов богата событиями – от знаменитого путешествия арабского посла Ибн Фадлана в 922 году и академической экспедиции Палласа с Лепехиным в 1768-м до самых последних лет, когда лесхоз стал одним из самых крупных хозяйствующих субъектов района.
Не хуже столичных и питерских
Директор ФГУ «Старомайнский лесхоз» Николай Ваганов
«Вы спрашиваете, как нам удалось стать лучшими в России? А почему, собственно, мы должны быть хуже подмосковных и ленинградских лесоводов?
Сказать, что мы достигли такого уровня лишь к прошлому году – нельзя. Эти показатели у нас держатся на протяжении трех-четырех последних лет. Это экономические и лесоводческие показатели, за которыми – напряженный труд каждого работника. У нас и зарабатывают неплохо. Стараемся держать марку».
Сосенки школьного возраста
Инженер по лесным культурам Людмила Судницына.
«…Высаживаем в лес сажецы из школьного отделения… Да, школьного. Так и называется. Это отделение питомника, где растут деревца в возрасте от двух до пяти лет. На шестом году они «выходят» в лес. А начинается жизнь дерева в посевном отделении… Я с детства люблю лес. Правда в лесное хозяйство попала скорее случайно, дважды не поступив в медицинский. Но сейчас не жалею. Закончила лесотехническую академию в Ленинграде в 1965 году, потом работала в Пермской области. Сама родом из-под Ярославля. Очень хотелось на Волгу. Вот в 1972 году и перевелась сюда, в Старомайнский лесхоз. Сразу же поступила на свою нынешнюю должность и стала работать в лесопитомнике».
Есть женщины в русских лесхозах…
Лариса Винокурова, мастер нижнего склада.
«Верхний» склад – это непосредственно в лесу. А здесь – «нижний» склад, расположенный на территории Кандалинского лесничества. Отсюда лес и пиломатериалы разбирают потребители.
В подчинении Ларисы – девушки-стропальщицы («стропаля») и крановщик.
Немногословная Лариса и не более разговорчивые «стропаля» не считают свою работу мужской. «Они на своем месте» – подтверждает лесничий Кандалинского лесничества Фаргат Тухветуллин. И чувства от увиденного – двойственные.
Дом построил, сына вырастил. А сколько деревьев посадил – и не сосчитать
Владимир Нечаев, лесник Никольского лесничества
«Главная моя обязанность – сохранность леса. И еще – сажаем леса, ухаживаем за ними. Все, что вырубается – мы засеваем. Охранять приходится от самовольных вырубок, от посещения посторонними в пожароопасное время, от насекомых-вредителей. От болезней. Следим за порядком в лесу. Работаю в лесном хозяйстве уже 15 лет. Мой обход – 650 гектаров. Сын Александр тоже стал лесником, пошел по моим стопам. Еще есть две дочери. И еще приемная дочь Валентина – мы с женой взяли на воспитание сироту. Скоро ей исполняется 18, выходит замуж. Дом построил, сына вырастил. А сколько деревьев посадил – не сосчитать… Нас не будет, а лес останется. Беспокоит одно – какой там «наверху» лесной кодекс примут, какую реформу проведут? Сейчас как? Если мы и вынуждены вырубать лес – мы его и восстанавливаем. А придет частник – разве ему это нужно? Себя и детей обеспечил, и ладно. А что там будет через сто лет… Лес может дать быструю отдачу только в одном случае: если его уничтожить на корню и продать. Боюсь, что так и будет».
Зеленый конвейер
Геннадий Ширманов, мастер питомника.
«Питомник, я считаю – сердце всего хозяйства. Здесь идет выращивание посадочного материала. Выращиваем сосну, елку, лиственницу, березу и кустарники… Если думаете, что достаточно воткнуть семечко в землю, и вырастет дерево – ошибаетесь. «Воткнуть» нужно в определенное время, чтобы земля была влажная, не пересохшая. Сроки здесь более жесткие, чем при посеве зерновых. На два-три дня опоздал – и все пропало. Сначала внести удобрения, посеять, провести мульчирование опилками, прикатать. Как на конвейере…»
Плюсовые деревья
От худого семени не жди доброго племени. Забота о лесе начинается с заботы о семенах. Так бывает: весь окрестный лес по высоте и по колибру примерно одинаков. И вдруг торчит посреди него дерево-великан. Что характерно – того же самого возраста, что и окружающие его деревья. Но на 15-40 процентов выше, шире, мощнее. Это плюсовое дерево (с ударением на первом слоге). Все плюсовые деревья берутся на учет. В Кандалинском лесничестве 85 плюсовых деревьев. К примеру, сосна № 186 имеет высоту 39 метров (на 45% выше окружающих деревьев) и диаметр 68 сантиметров (на 54% шире). Ей 120 лет. Семена именно таких деревьев используются при проведении опытных и селекционных работ. Именно от них произрастают высокопродуктивные сосняки Ульяновской области.
О будущем
В Русском Юрткуле появился дендропарк. Он посвящен 60-летию Победы. Здесь высажены деревья и кустарники из разных уголков земного шара. Можжевельник, самшит, кедр… Все создано руками учеников Русско-Юрткульской средней школы. С 2004 года здесь действует школьное лесничество, в котором сотсоит 25 учащихся 5-11 классов. Уже за первый год своей работы оно достигло больших результатов и поощрялось грамотами Областного детского экологического центра. И есть за что. Юными лесоводами, например, уже посажено 7 гектаров леса. Уход за деревьями, сбор шишек и семян, изготовление кормушек и расселение муравейников. Двое выпускников школы, бывших членов актива школьного лесничества, уже учатся в Пензенском Сосновоборском высшем лесном колледже. Другие школьники намерены поступать на экологический факультет УлГУ.
Алексей Юхтанов