Разные ведомства и структуры усиленно рекламируют сейчас так называемую дачную амнистию, иначе говоря – упрощенную процедуру оформления гражданами в собственность приусадебных и дачных участков, а также строений на них. С чего это вдруг государство так расщедрилось и само навяливает населению добро?
Надо сказать, что подозрения насчет этой щедрости появились практически сразу же после того, как о ней известили СМИ. Тут же заговорили, что за массовой приватизацией земли последует резкий рост налогов на нее. Но рост начался даже раньше, чем приватизация. Как сообщила на днях правительственная “Российская газета”, “в этом году налог на землю может вырасти в несколько раз”. И привела примеры по Подмосковью, от которых у дачников всей России, вероятно, дыбом встали волосы.
Налог на землю исчисляется в процентах от ее кадастровой (есть теперь такой термин) стоимости. Специальное ведомство на протяжении нескольких последних лет мерило и квалифицировало пространства РФ, определяя эту самую кадастровую стоимость. Зависит она от многих факторов: от качества почвы, близости к оживленным местам, удаленности от дорог и коммуникаций и так далее. Понятно также, что чем выше спрос на участки, тем выше их кадастровая стоимость и соответственно земельный налог. Ну, а рекордсмены тут Москва и Московская область.
Рекорды такие. Как прозвучало недавно на одном из совещаний в руководстве Подмосковья, человек – скажем, ветеран – в Талдомском, например, районе платит сейчас за свои шесть соток 340 рублей в год, а должен будет платить 30 тысяч в год. От такой информации ошалели даже сами члены подмосковного правительства, глава же региона Борис Громов попросил местные власти отсрочить начисление земналога на ноябрь, чтобы разобраться с ситуацией.
Подобных сумм не потянет не только подмосковный ветеран, но и более состоятельные граждане, и муниципалитетам придется размер налогов как-то снижать. Это с одной стороны. С другой – земельный налог поступает именно в муниципальные бюджеты, и у властей велик соблазн драть побольше. Если иметь в виду, что побеждает чаще всего алчность чиновников и их равнодушие к гражданам, земналог в любом случае скакнет вверх.
Наши ульяновские земли – не из самых дорогих, но алчность наших чиновников ничуть не слабее, чем у подмосковных. Все это надо учитывать, решая, оформлять дачный участок с домом в собственность или погодить. Надо помнить и о том, что налог является обязательным платежом, а его неуплата – уголовным преступлением. Платить за участок придется, даже если человек его уже не обрабатывает, то есть бросил.
То же, кстати, относится и к земельным долям, полученным при Ельцине миллионами россиян, проживающих в деревнях. Вступившие во владение своими десятью или двадцатью гектарами, независимо от того, используют они их или нет, должны будут платить на них земельный налог.
Можно гадать, к чему приведет этот процесс и какие цели он преследует. Одна из версий следующая. Высокие налоги на землю вызовут массовый отказ граждан от своих приватизированных участков. Они перетекут назад к государству, которое перенаправит их потом в “нужные” руки. Возникает справедливый вопрос: что же людям делать? Повторим уже публиковавшийся в “СК” совет одного из местных специалистов. Не надо спешить, сказал он. Приватизировать участок есть смысл, если вы надумали его продать. Если же такого намерения нет, лучше подождать и посмотреть, как повернется дело.
Геннадий ЯКИМЧЕВ.