Первые дни сентября. В 5 часов вечера на «пятачке» возле «кривого дома» не было ни одного автобуса и маршрутки. Иду на остановку к Центробанку (метров 150). Здесь, завершая маршрут, заволжские ГАЗели разворачиваются, и проворные пассажиры моментально заполняют 15-местный салон 45-ого маршрута. «Почём — в новый город?», — уточняет кто-то. «Двадцать», — отвечает водитель.
— А почему – 20?!
— А потому что проезд – 15.
— С каких это пор?
— Давно уже…
Дорогие 150 метров
Когда это — «давно» — выяснить так и не удается. И в маршрутке начинается спор между пассажирами: кто-то уже ехал из нового города в центр за 15 рублей, для кого-то это только что стало новостью. И уж совсем добило, когда в разговоре выяснилось, что на этом маршруте проезд по новому городу вместо 5 рублей стал стоить 10…
А насчет «пятерки», думаю, вы догадались: её водитель «набрасывает» за то, что вы садитесь не на конечной остановке, а за 150 метров до нее. Формально, вас сначала везут до конечной, и лишь потом – в новый город. Бред, конечно, но по-другому водитель не трогается с места. Пожаловаться – некому. Кому принадлежит маршрут – непонятно. Внутри салона на табличке из цветной пленки осталось только «Вас обслуживает ООО…», и — пустое место между уцелевшими кавычками. Название фирмы почему-то отодрали.
А в качестве причины повышения стоимости проезда называется привычная и известная – топливо подорожало. «Так это же бензин подорожал, а не газ, на котором вы ездите», – не сдаются некоторые пассажирки. «Так давно не повышали», — долетает от водителя…
Кто породил 20-рублевое предложение?
О связи спроса и предложения знают все. Однако при этом часто забывается, что не на всякую услугу цена должна определяться только рынком или спросом. Это относится и к пассажирским перевозкам. И даже не потому, что на проезд в общественном транспорте существуют льготы для некоторых граждан. А потому, что поездка в автобусе или трамвае – не роскошь, а необходимость. Необходимость вовремя добраться до места работы и обратно – домой, в школу, институт, аптеку, магазин, больницу…
Вот потому–то местная власть (в принципе, и в принципе – во всех городах России и не только нашей страны) регулирует цены на проезд в городском транспорте. В Ульяновске – в том числе. Хотя правильнее сказать: в Ульяновске власть пытается участвовать в регулировании цен. Но, если цены в трамвае или троллейбусе устанавливаются городской властью (потому что эти виды транспорта у нас муниципальные), то в автобусных перевозках царит полуанархия. Потому что муниципальных автобусных предприятий в нашем городе нет. Есть, правда, два областных автобусных предприятия (точнее – остатки этих предприятий), но погоды они в городских перевозках не делают. Потому что перевозят пассажиров всего по 15 маршрутам, а частные перевозчики перекрывают аж 118 маршрутов. О количестве работающих на этих маршрутах авто говорить нет необходимости. Трясясь в частной ГАЗели, даже за все время поездки от нового города до центра вы вряд ли вспомните, когда в последний раз дышали соляркой в полуразвалившемся автобусе областного ПАТП…
На правом берегу еще какую-то конкуренцию частным маршруткам составляет трамвай, на левом – троллейбус. (Правда, если вы торопитесь, то все равно прыгнете в маршрутку.) Но в перевозках с одного берега на другой частник – вне конкуренции.
Если раньше на любой маршрут мог попасть любой перевозчик (теоретически), то теперь время одиночек на больших маршрутах проходит. Потому что с этого года на некоторые маршруты, в том числе 44, 45, 46 (от нового города до центра) городская власть проводит конкурсы. То есть, власть пытается навести порядок в перевозках. Правда, удается ей это с трудом и не влияет на стоимость проезда.
Тариф на проезд — не важен
В общем, конкурсы на право перевозить граждан по определенному маршруту – открытые. То есть, принять участие в конкурсе может любой. Существуют правила соревнований — «Положение о конкурсе». Конкурсная комиссия возглавляется заместителем мэра: статус комиссии достаточно высокий.
Победить в конкурсе – непросто. Подсчет голосов ведется по балльной системе, а решение принимается комиссией из десятка человек. Подсчет баллов ведется по 11 показателям. Самый высокий балл (20) можно получить за наличие собственной производственно-технической базы. Учитывается и оценивается количество нарушений правил дорожного движения (штрафные баллы — с «минусом»), водительский стаж (чем больше стаж, тем больше баллы — до 5), наличие системы диспетчеризации (5-10), штатного медработника (до 10), автобусов большой вместимости и даже – предлагаемые тарифы на перевозку пассажиров и льготников. Правда, тариф для пассажиров оценивается не очень большим количеством баллов – «до 3-х» (и количество баллов определяется голосованием членов комиссии). То есть, бороться за тариф для пассажиров конкурсантам особо не нужно: больше можно набрать на выполнении других условий. Например: автобус большой вместимости оценивается 2-я баллами, малой и средней – одним… Добавил в заявке еще один ПАЗ и ГАЗель, вот тебе – и максимум 3 балла, а не то, что пытаться получить «до 3-х» за тариф для пассажиров…
А что касается «наличия» автобусов, то автобусы могут быть как в собственности конкурсанта, так и взятые в аренду… Естественно, что комиссии хотелось бы, чтобы на маршрутах было больше больших автобусов, чем ГАЗелей. Но одно дело – комиссии хотеть, другое дело – конкурсанту их иметь…
Победа по гарантийному письму
В случае с 45-м маршрутом получилась именно такая ситуация. В конкурсе, итоги которого были подведены 12 апреля этого года, на маршруты 45 и 46 участвовали 7 перевозчиков разной «мощности». ООО «Беркут» (директор Г. Адамов) организовывал перевозки по 45-ому маршруту с 2002 года. В его заявке было указано 24 ПАЗика (большинство из них — арендованные). Но комиссия решила отдать предпочтение одноименному ООО – «Беркут» (директор С. Смелов). Эта компания в аренде не имела автобусов большой вместимости. Но ее директор в гарантийном письме сообщал, что через полтора месяца выведет на эти 2 маршрута по 25 новых импортных автобусов большой вместимости. В общем, несмотря на синицу в руках комиссии больше понравился журавль в гарантийном письме.
Победа по гарантийному письму привела к печальному итогу. В середине сентября, спустя полгода после подведения итогов конкурса, так и не дождавшись новеньких автобусов, комиссия решила отдать маршрут перевозчику, занявшему в конкурсе второе место (таков порядок, оговоренный в «положении»). Но в течение полугода на 45-ом маршруте хозяина не было. И отсутствие единоначалия стало одной из причин взлета цен.
Кстати, в сентябрьском решении комиссии было записано, что «в течение года с момента проведения конкурса стоимость проезда не должна превышать 15 рублей». Победителю повезло: в наследство от полугодовой неразберихи ему достался 15-рублевый «потолок». И еще кстати: на маршрутках 78, 102, 2, 138 и других, тоже следующих из нового города но гораздо дальше, чем в центр (в северную часть Ульяновска, Киндяковку), до центра можно доехать и за 12, и за 10 рублей…
Можно ли снизить цену?
В мэрии считают, что снизить цену может только конкуренция. Но, поскольку муниципального транспорта нет, то с частными перевозчиками можно только «договариваться». Чтобы хоть как-то влиять на порядок в перевозках (обеспечить бесперебойную работу транспорта в морозы, например), городская власть пытается проведением конкурсов отобрать на маршруты более самостоятельных и технически оснащенных перевозчиков. А устанавливать цены на проезд власть даже и не пытается. Впрочем, попытка есть (читайте выше об условиях конкурса). Но, эти «до 3-х» баллов больше похожи на формальность, чем на серьезный фактор победы. Так, для отвода глаз…
В начале сентября «Комсомольская правда» опубликовала таблицу стоимости проезда в некоторых городах России. Вот она:
Город Автобус Маршрутка
Петербург 12-30 10-30
Якутск 12 12
Калининград 10 10
Владимир 7 7
Кемерово 6 9
Курск 6 7