Следующим за матерью Николая II Марией Федоровной будет похоронен, скорее всего, Ленин.

Не исключено, что именно он и является главной целью реализуемого в России погребального проекта, генералу же Деникину и царскому семейству отведена в нем вспомогательная роль.

Сегодня уже и забылось, с чего все началось. А началось с громких похорон Николая II, его супруги, детей и домочадцев, организованных при Борисе Ельцине. Часть экспертов и членов дома Романовых до сих пор не признала подлинность останков семьи императора, но официально считается, что в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга погребены они. Еще до церемонии тех похорон заговорили, что земле должен быть предан и прах Ленина и что это будет закрытием страницы революции 1917 года и гражданской войны в России. И еще то, что для Ельцина похоронить Ленина – чуть ли не дело жизни.

В таких аргументах был тогда свой смысл, в основном идеологический. Точка зрения, что коммунизм принес стране много бед и разделил ее на два лагеря, была более чем распространенной. Примирить лагеря и заодно завершить коммунистический период российской истории намеревались через упокоение символов.

Ленин – один из них. Но опустить его останки в могилу и убрать Мавзолей Ельцин так и не решился. А потом тема вроде бы утратила остроту.

Вернулись к ней пару лет назад, сообщив о перезахоронении праха генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина. Зачем это было нужно, осталось неясным.

Если решается задача переправки на родину останков всех выброшенных на чужбину людей, то их только на кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем тысячи. Перевезти такое количество гробов в Россию нереально. Куда дешевле выделить деньги на содержание самого этого погоста и на аренду земли под ним. Тем более что денег у российского правительства прорва, и оно, боясь инфляции, не знает, куда их деть. А вложение в кладбище во Франции никакого влияния на инфляцию в России уж точно не окажет.

То есть дело, видимо, опять в символах. Воскресив погребением Ильина и Деникина тему закрытия революционной страницы, от философа с генералом перешли сразу к императрице Марии Федоровне. До Ленина от нее – полшага. Но теперь желание похоронить его объясняется, пожалуй, не столько идеологической причиной, сколько политической. Всякая революция – это, как известно, реакция на социальное неравенство в обществе и отсутствие справедливости. Таковой была и революция 1917 года, иначе она не состоялась бы. Имущественное и правовое расслоение достигли тогда в стране уровня, при котором начался активный «поиск правды». Поиск вылился в свержение режима. Со всеми вытекающими последствиями.

Как это ни парадоксально, но атмосфера столетней давности в России вновь актуальна. И даже больше. Социальное и имущественное неравенство достигли у нас совершенно чудовищных масштабов и уродливых форм, когда вексельберги, абрамовичи, дерипаски скупают по всему миру яхты, самолеты, дворцы, футбольные клубы и даже национальные сборные, а десятки миллионов живут на деньги меньшие, чем тысяча рублей в месяц.

Верхи прекрасно понимают, что это ненормально и рано или поздно в обществе вновь оживится «поиск правды». Им не хочется, чтобы поиск опять свернул на революционную колею. И, вероятно, именно поэтому делается все, чтобы выветрить память о 1917 годе и исключить восстание масс из перечня «методов восстановления справедливости».

Два года назад власть отменила праздник 7 ноября. Несмотря на то, что Ельцин его переименовал и он уже с десяток лет не был Днем Великой Октябрьской социалистической революции. Вспомогательную роль в деле упразднения 7 ноября тоже сыграли Романовы: взамен отмененного Дня революции ввели День национального единства (4 ноября), совпадающий по сути со вступлением династии Романовых на трон. Но пока есть Мавзолей и в нем лежит вождь мировой революции, перевернуть революционную страницу вряд ли удастся. Поэтому можно прогнозировать, что тему захоронения Ленина ждет новый всплеск. Правда, инициаторы погребального проекта упустили, кажется, момент. В начале 90-х вынос вождя из Мавзолея мог пройти без особых эксцессов, общество было готово понять «ради возрождения» самые радикальные меры. Сейчас – не то, чувство обиды народа на власть все более явно прорывается наружу, и предание тела Ленина земле опять имеет шанс быть воспринятым как покушение на святое.

Ряд российских СМИ, кстати, уже опроверг информацию о завещании, в котором Мария Федоровна якобы просила похоронить ее в России. Если это так, версия о политической подоплеке происходящего недалека от истины. Насколько близка к ней версия о том, что следующий кандидат на захоронение – наш земляк Владимир Ильич Ульянов (Ленин), покажут ближайшие дни, когда российский истеблишмент выскажет то, что «он думает» в связи с погребением Марии Федоровны.

Геннадий ЯКИМЧЕВ.