Вокруг СПК «Маяк» Мелекесского района в последнее время разгорелись нешуточные страсти. В один из дней все руководство СПК – председатель, его зам, главбух и даже бухгалтер – оказались в больнице. А оставшийся без верхушки колхоз стал захватывать в собственность владелец спиртзавода «Гипократ» господин Островский, который самоуправно, как считают сельчане, принял на себя управление СПК и уже по-хозяйски начал продавать колхозный урожай – своему же спиртзаводу, по бросовым ценам. 800 пайщиков СПК, напуганные тем, что могут остаться без своих земель, без зарплаты и средств к существованию, позвонили в «Молодежную газету».

Село Александровка живет за счет СПК «Маяк». В советские времена это был огромнейший колхоз, да и сейчас «Маяк» считается одним из самых преуспевающих хозяйств района. Однако в последние месяцы с хозяйством стали происходить странные вещи. Среди сельчан ходят слухи о пропавшем зерне, каких-то огромных долгах и даже о похищении председателя…

КАК ДЕЛИЛИ ШКУРУ НЕУБИТОГО МЕДВЕДЯ

А началось все с собрания пайщиков, на которое почему-то были приглашены только 270 из них -те, кто на данный момент работает в СПК. Владельцам же арендуемой колхозом земли, которые сами в СПК не работают, на собрании присутствовать хотя и разрешили, но права голоса не дали.

Еще один сюрприз — собрание почему-то вел не председатель СПК Петр Сумбаев, а владелец спиртзавода Валерий Саровский. От администрации СПК «Маяк» никого не было вообще. Как выяснилось, они все одновременно заболели, а многие даже легли в больницу. Саровский заявил собравшимся, что он без пяти минут хозяин имущества колхоза (читай — имущества 800 пайщиков), которое в скором времени перейдет в некое ООО «Маяк», учредителями которого являются он сам и его сын. И предложил проголосовать за создание независимой комиссии, которая оценит имущество СПК. Напуганным людям ничего не оставалось, как его поддержать, так как им было поставлено условие — только в этом случае они могли после собрания получить свою зарплату.

Дальше – больше. Выяснилось, что Островский хочет забрать у колхоза за долги все зерно, так как, по его словам, председатель «Маяка» занимал у него средства на солярку для посевной кампании. Причем, забирать у СПК выращенное в этом году зерно он планирует по цене фуража. Островский также объявил о том, что он не планирует закладывать семенной фонд на следующий год — мол, когда зерно понадобится, тогда его и купим. Кроме того, никто сейчас не убирает с полей кукурузу, которая зимой должна служить кормом стаду колхозных коров из 600 голов. Да и жители села каждый год за свой пай в СПК, помимо денег, получали по 3 центнера фуража из этой самой кукурузы на корм для своей скотины. Что же теперь – кроме колхозных, и их собственные буренки обречены на голодную смерть?

МОЯ ХАТА С КРАЮ…

Чтобы прояснить ситуацию, корреспонденты «МГ» нашли в больнице законного председателя СПК «Маяк» Петра Сумбаева, С его слов выяснилось следующее. Весной этого года он обратился к владельцу спиртзавода Островскому с предложением закупать зерно у «Маяка», а не в Оренбургской области, на что последний ответил согласием и в счет будущей сделки одолжил колхозу денег на проведение посевной. Потом, судя по всему, Островскому пришла в голову мысль о создании некого ООО «Маяк», которое бы выкупило имущество СПК, и тогда сырье для спиртзавода обходилось бы еще дешевле. С этим он и обратился к председателю СПК. Сумбаев был готов обсуждать такой поворот событии, но… неожиданно для всех лег в больницу. С больничной койки он заявил нам, что Островский не вправе распоряжаться имуществом СПК, так как, по документам, он еще не учредитель, а всего лишь кредитор.

— Я сказал Островскому, что все переговоры будут вестись только тогда, когда я выйду из больницы, – говорит председатель. – То, чем он занят сейчас, это самоуправство, и собрание, которое он попытался провести, является незаконным. По нашему уставу, решение вступит в силу, только когда за него проголосуют более 400 пайщиков, а на собрании было только 270 голосов. К тому же, на собрании должно присутствовать руководство СПК, а нас там не было.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

По нашему мнению, руководство СПК, по каким-то причинам не рассчитавшееся со спиртзаводом-кредитором, не случайно одновременно слегло в больницу. Похоже, таким об разом они пытались сорвать собрание пайщиков на тот случай, если наберется достаточное количество голосов «за» продажу колхоза. О «заговоре» руководителей говорит и такой факт: когда корреспондент «Молодежки» созвонился с председателем СПК, чтобы договориться о встрече, тот перепутал отделение, в котором лечится — вместо хирургии назвал ожоговое, да и диагноз «не вспомнил» — мол, это нужно у врачей спрашивать. Согласитесь, человек, который больше двух месяцев лежит в больнице, должен бы знать, от чего его лечат.

По нашему мнению, в этой ситуации все хороши. Возможно, между председателем и директором спиртзавода существует сговор. Возможно, в последний момент председатель испугался того, как поведут себя сельчане — ведь на них-то всем наплевать.

— Вы понимаете, — говорит пайщик СПК «Маяк» Николай Макаренков, ветеран Великой Отечественной войны, – если власти допустят, чтобы СПК погиб или сменил профиль, они убьют очередное село. Апександровки просто не станет. Молодежь уедет в город, а мы останемся, вместе с нашими курами и поросятами, подыхать с голоду. И будем плевать в экраны телевизоров, когда с трибун услышим слова о том, что село необходимо поднимать и про программы всякие сельскохозяйственные. Вы его, село, не губите, тогда и поднимать не нужно будет — сами встанем!

«Молодежная газета» требует, чтобы власти срочно разобрались в этой запутанной ситуации. По нашему мнению, есть тут работа и для правоохранительных органов. Нельзя позволить развалить один из самых преуспевающих колхозов области, сделав его придатком спиртзавода.

Валерия КАЗАКОВА