В Барыше распылен целый баллон неизвестного газа. После этого около 70 человек стали страдать головными болями, першением в горле и тошнотой, А 20 огородов и сейчас выглядят, как после пожара, пугая людей видом почерневшей листвы и скукоженной капусты…

Желтое облако

Дело было в четверг, 14 сентября, около четырех часов вечера, на территории ООО «Автородео» на улице Ломоносова.

— Я спокойно ковырялся в своей «Газели», — рассказывает Юрий Епешин, рядом с домом которого и распылили газ, — вдруг чувствую — вонь жуткая, едучая. Потом в горле рези пошли, стало тяжело дышать, началось жжение в глазах, и закружилась голова. Ну, я из-под машины вылез, смотрю – около нашего дома несколько парней баллон держат и прямо на нас струю газа пускают. Я как заору: мол, что вы делаете?! Они тут же баллон бросили и убежали.

А баллон так и остался лежать в грузовом прицепе, какие прикрепляют к «легковушкам». Еще немного пошипев, он затих, а образовавшееся желтое облако осталось висеть в воздухе. Через пару минут ветер понес его в сторону жилых домов по улицам Кооперативной, Ломоносовской и Полевой.

Жена Юрия, Антонина, увидев происходящее, тут же вызвала пожарных и скорую помощь, а также позвонила в МЧС. В это же время в переулок зарулила легковая машина, из которой выскочили двое резвых ребят. Они шустро прицепили к своему автомобилю прицеп с баллоном и отбыли в неизвестном направлении. Как потом выяснилось, в сторону местного кладбища.

Приехавшие пожарные сказали, что это не по их части, и отбыли восвояси. МЧСники тоже как приехали, так и уехали, даже не сказав людям, как себя вести, что делать… А 69 барышцев из близлежащих домов, пострадавшие сами не зная от чего, остались ночевать в своих домах. У Антонины всю ночь страшно болело горло, голова, у Юрия поднялась высокая температура, обоих тошнило.

— Мы не одни такие, — рассказывает Антонина Николаевна, — многим плохо было. А у соседки, вообще, в это время малыш грудной на веранде спал — они теперь переживают, как бы ему эта газовая атака потом не аукнулась.

На следующее утро Антонина буквально оборвала телефоны всех барышских инстанций, требуя объяснить, что произошло и каких ждать последствий. Никто не сказал женщине ничего вразумительного, разве что сотрудники санэпидстанции приехали по ее требованию и взяли пробы воздуха на анализ. Но, учитывая, что со времени «выброса» прошло больше восемнадцати часов, воздух, естественно, оказался в норме.

ЧТО ДЕЛАТЬ С УРОЖАЕМ?

Ближе к обеду жителей ожидал еще один неприятный сюрприз. По всей территории, по которой прошло ядовитое облако, растения в огородах начали как бы обугливаться, капуста скукожилась.

Жителей всех пострадавших 20-ти домов интересуют одни и те же вопросы: что произошло, и насколько опасен для здоровья неизвестный газ? Можно ли употреблять в пищу овощи с «загазованных» огородов? А также – можно ли покупать продукты со склада, который находится буквально в нескольких метрах от места ЧП и на котором закупают муку все барышские хлебопекарни?

— Мы боимся убирать урожай — вдруг овощи опасны для здоровья? — беспокоится Антонина. — А выбросить рука не поднимается – сколько работы псу под хвост!

Сотрудники санэпидстанции отказались брать овощи на анализ, ссылаясь на отсутствие реактивов. К тому же, специалисты сказали, что они не могут делать анализ, так как не знают точно, какой газ распылили.

А пострадавшие люди настроены решительно добиваться того, чтобы был проведен не только анализ овощей, но и анализ почвы.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

В прокуратуре задержанные молодые люди, распылившие газ, заявили, что взяли баллон в одном из разрушенных зданий «Автородео» (бывшей автошколе) и хотели сдать его на металлолом. Они думали, что в баллоне кислород, или он вообще пустой. В их версию верится слабо, так как один из злоумышленников раньше работал инструктором по гражданской обороне в военкомате, и уж он-то должен был знать, что в баллонах серовато-желтого цвета, как правило, находится хлор. Что был распылен именно этот газ, говорят факты: во-первых, желтый цвет газового облака; во-вторых, облако стелилось низко над землей; в-третьих, резкий специфический запах… Да и симптомы, наблюдавшиеся у жителей, совпадают с симптомами отравления хлором: боли в дыхательных путях, резь в глазах, тошнота, температура… К счастью, барышцы еще легко отделались — последствия могли быть и более серьезные, вплоть до отмирания тканей дыхательных путей и летального исхода. Учитывая, что хлор является быстродействующим отравляющим веществом, особое значение имеет скорость, с которой должен быть проведен ряд организационных и санитарно-гигиенических мер. Необходимо тут же изолировать опасную зону, находиться в очаге воздействия газа можно только в полном комплекте защитной одежды, а от зоны заражения следует держаться только с наветренной стороны. И самое главное — необходимо сразу же эвакуировать людей.

Что же из этого было сделано в Барыше? Ничего. Люди продолжали жить и живут в своих домах, как будто ничего не случилось. Специалисты соответствующих служб даже не разъяснили им, что в таком случае необходимо было провести хотя бы влажную уборку в домах и сменить всю одежду вплоть до нижнего белья.

Валерия КАЗАКОВА