Более 40 глав городов и председателей городских дум собрались в Москве 21 сентября. В Министерстве регионального развития России состоялось расширенное заседание Совета по местному самоуправлению на тему: «Актуальные вопросы местного самоуправления». На этой встрече в столице побывал председатель Ульяновской Городской Думы Василий Гвоздев, и мы попросили поделиться его впечатлениями о поездке.

– Василий Анатольевич, на столь значимое заседание прибыли главы крупнейших российских городов. О чем говорили мэры и спикеры представительных органов?

– Скажу сразу, что заседание меня, да и других участников, не порадовало. Потому что в очередной раз мы убедились в том, что между федеральным правительством и местным самоуправлением образовалась пропасть. Явным это стало после обсуждения вопросов по формированию местных бюджетов и по выполнению федерального закона №131. Большинство мэров считают, что под те задачи, которые нам ставит 131-й закон это пожарная безопасность, социальная защита, благоустройство, муниципальная милиция и многие другие, – из федерального бюджета обязаны выделять необходимые средства. Более того, необходимо заинтересовывать органы местного самоуправления в том, чтобы промышленные предприятия на территории городов России, предприниматели, имущественный и земельный комплекс городов работали эффективно. Для этого не надо изобретать велосипед, нужно лишь закрепить за муниципалитетами определенный процент от налогов, получаемых с этих объектов. Имея стимул, муниципалитеты готовы брать на себя ответственность и проявлять инициативу, зарабатывая деньги для бюджетов своих городов.

– А в чем заключается противоречие? Неужели у федеральных властей другое мнение?

– К сожалению, да. На заседании, в том числе и от министра регионального развития Владимира Яковлева, который должен был бы регионы развивать, прозвучала совсем другая концепция, реализуемая в 2006 году. Она заключается в следующем: органы местного самоуправления не должны зарабатывать деньги на своих территориях, с 1 января 2009 года у них не будет полномочий по сдаче в аренду муниципальных помещений, не будет права распоряжаться арендными платежами за земельные участки, в городской казне не останется никаких налогов промышленных предприятий. То есть фактически города должны быть переведены на сметное содержание. Это значит, что на осуществление полномочий местным властям деньги будут выделяться в том объеме, который сочтут нужным федеральные органы власти, а также столько, сколько сумеют добиться городские власти от руководителей региона. Реально это выглядит так: у местного самоуправления не остается ничего – ни налогов промышленных предприятий, ни земли, ни муниципальной собственности, доходами от которых муниципалитет мог бы распоряжаться и решать многие социальные проблемы. С такой позицией через несколько лет функции органов местного самоуправления сведутся к работе дворников – мы будет заниматься только благоустройством. Потому что у нас не остается рычагов для развития территорий муниципальных образований, их «забирают» на региональный и федеральный уровни. Причем с этим можно было бы согласиться, если бы на все функции, которые прописаны в 131-м законе, выделялось достаточно средств. Но в лучшем случае выделяется от 30 до 50 процентов от потребностей города, а ответственности с органов местного самоуправления никто не снимает.

– И как реагировали на подобные заявления главы городов?

– Все были сильно удивлены. Никто не может предположить, как без денег исполнять свои полномочия. В ответ со стороны правительства нам было предложено находить пути взаимодействия с региональными властями, добиваться, чтобы они определенную часть налогов оставляли на территории города. Получается, если мэр по каким-то причинам не находит взаимопонимания с губернатором или спикером областного парламента, то страдает прежде всего город, потому что денег никто не даст, а обязанностей у городских властей – выше крыши.

– Выходит, институт местного самоуправления уничтожается…

– Во всяком случае, его функции сводятся к минимуму, это мы, кстати, видим и на примере представительных органов. Ведь закон о снижении численности депутатов, работающих на постоянной основе, повлек за собой нивелирование представительного органа. Сейчас это происходит в исполнительной власти в части передачи ресурсов и может привести к уничтожению реального, а не номинального местного самоуправления в России.

Лично я убежден, что большинство вопросов могут решаться на местах, и солидарен с мнением президента России, который говорил о том, что нужно опираться на местное самоуправление.

Сейчас мэры городов объединяются и защищают местное самоуправление, дают много рекомендаций по внесению изменений в 131-й закон. Так вот, мы надеемся, что наше мнение будет услышано в Москве и в 2007-2008 году государственная политика в этой части скорректируется.