Это началось на заре прошлого века в одной французской деревне. Молодой пастух пас коров, и, каждый день, уходя со стадом, брал с собой нехитрый запас еды: корку хлеба, сыр и… желуди, которые у местных небогатых крестьян также было принято упореблять в пищу. И была у него привычка: те желуди, которые он не съедал, он своей пастушьей палкой вдавливал в землю. Так прошла первая мировая война, пронеслись революции, началась вторая мировая война… Пастух пас коров и каждый день загонял желуди в землю. Там, куда он когда-то ходил со стадом, уже зеленели дубравы. Приходилось удаляться все дальше и дальше… Когда в конце 50-х топографы взялись обновлять карты и произвели аэрофотосъемку, они долго не могли понять, откуда взялся этот огромный лесной массив. При ближайшем рассмотрении увидели, что деревья растут ровными аккуратными рядами, и явно посажены рукой человека. Местные жители объяснили ученым людям, в чем тут дело. Есть, мол, у нас такой чудак-пастух. За полвека, что он выполнял свою работу, вырос целый лес. Стали задерживаться талые и дождевые воды. Не стало эрозии почв. Забили родники. Появились звери и птицы. Так бедный французский крестьянин без особых усилий со своей стороны преобразил до неузнаваемости этот когда-то пустынный клочок земли. Вот что может сделать за свою жизнь отдельно взятая человеческая единица! Эту историю, достоверную и весьма популярную среди лесоводов и экологов, рассказал мне зампредседателя президиума Ульяновского областного совета Всероссийского общества охраны природы Виктор Иванович Петухов. Пример французского пастуха можно и нужно повторить на Ульяновской земле, – так считает руководитель общественной организации. Скажете: для этого существуют лесные хозяйства и специалисты-лесоводы? Не торопитесь с выводами…

Подвижники

– Три года назад я побывал в райцентре Кузоватово у руководителя тамошнего лесхоза Александра Васильевича Николаева. И вот на что обратил внимание. 15 выпускников Кузоватовской средней школы за последние годы поступили на лесоустроительное отделение экологического факультета УлГУ и девять человек стали учиться в средних специальных учебных заведениях – на лесоводов. Практически целый класс вдруг пошел в лесное хозяйство.

– Откуда у школьников такая любовь к лесному делу?

– Здесь работает кружок лесоводов. Лекции читают директор лесхоза и преподаватель биологии. Эти люди – подвижники. Абсолютно на добровольных началах это делают. Результат-то – смотрите!

За грибами в школьный лес

– Должен сказать, что это не единичный пример. В Старомайнском районе, например, есть целое школьное лесничество при русско-юрткульской средней школе. Примеры есть по всей области.

– Все это хорошо. Школьники всегда помогали лесоводам: и сажать, и пропалывать… Им за это, как правило, давали какой-нибудь приз: футбольный мячик или телевизор. А я считаю, что у сельских школ должны быть свои собственные леса.

– Постойте! Так ведь школьное лесничество как раз и подразумевает наличие лесного участка. Это сотни гектаров. Здесь уход за лесом осуществляют школьники…

– Да! Но хозяином-то остается лесхоз! А нужны леса, которые бы на правах собственности принадлежали школам. Мы сегодня наблюдаем безбрежное море пустующей земли. Землю разбирают, ее берут, покупают. Вся земля в ближайшее время непременно станет чьей-то частной собственностью. Таковы экономические реалии. И я подумал: а почему бы школе не посадить свой собственный лес? Ведь у сельских школ всегда были наделы, определенные государством – от 50 до 150 гектаров, где школьники выращивали овощи, проводили какие-то опыты. Я подумал: а почему бы сегодня на этих пустующих землях не посадить школьный лес? Или на других неудобьях. Я подчеркиваю – неудобьях, то есть в оврагах, на склонах, в теснинах, плешах. Отвести эту землю школе, ученики которой посадят лес, будут за ним ухаживать, и, допустим, через сто лет школа сможет произвести рубку этого леса. Тем самым она в следующем веке получит немалую копеечку. По сегодняшним ценам – с гектара получают на три тысячи долларов деловой древесины – это как минимум.

Давайте помечтаем…

– Кто сегодня загадывает на век вперед? Законы меняются как перчатки…

– Вот и чиновники то же самое говорят. Я выступил перед зав. районо. Давайте, говорю, помечтаем. Сегодня проведем акцию – сделаем подарок школе следующего века! Вот так – 150-200 тысяч долларов в результате одной лишь акции! И у вас, говорю, на селе, появится новый термин. Где ягоды собирали? Да в школьном лесу. Куда за грибами ходил? В школьный лес! Многие скептически отнеслись. Говорят: «Отберут! У нас все меняется!»

– По-моему, резонно.

– А я говорю: нет! Директором школы будет ученик, который сажал этот лес. Или его внук. Главой местной власти тоже будет тот, кто своими руками ухаживал за школьным лесом. И будет лежать договор в школе. Юридический документ, где фигурируют четыре участника: лесничество, школа, Всероссийское общество охраны природы, и, допустим, какой-то спонсор. И они должны быть совладельцами. И это правоведы всегда отстоят.

…и возьмемся за дело

– Все так и осталось на уровне разговоров?

– Почему? Совсем даже нет! Уже сделана реальная попытка эту идею воплотить в жизнь. На базе того же Кузоватовского опытного лесного хозяйства под руководством Александра Николаева мы заложили питомник. Около 250 тысяч саженцев липы. Питомник – это очень небольшой участок – 15 соток. Я объявил здесь в школах о том, что мы собираем семена. Всероссийское общество охраны природы за свои деньги купило семена у школьников областного центра, которые собирали их с городских деревьев. Я сумел выбить на этот проект 63 тысячи рублей из экологического фонда. Эти деньги были потрачены, кроме того, на приобретение инвентаря для питомника. В итоге хорошие всходы порадовали нас тем, что липа вся взошла.

Почему липа?

– А почему именно липа?

– Здесь есть своя тонкость… Это моя идея, она родилась из того, что я узнал, занимаясь пчеловодством, что лесоводы практически не садят липовые леса. Дело в том, что липовые леса считались медоносным фондом страны, и их нельзя было рубить. Лесоводы – люди практичные. Зачем сажать то, что потом нельзя будет срубить? Я же считаю наоборот – если все остальное садится, а липа – в ущербе, давайте с липы и начнем! Тем более, что за семенами липы не надо ездить куда-то далеко, их достаточно и в городе. А кроме того, в каждой школе, которая посадила липовый лес, через 20 лет можно будет открывать класс пчеловодов и делать собственную пасеку. Ведь липа является действительно медоносом самой высокой пробы!

Помогут горожане

– Ваша идея оформлена в виде программы? Она имеет юридический статус?

– Да, такая программа существует во всеросийском обществе охраны природы. На областном уровне она поддержана региональным правительством. И я считаю, что с этой идеей нужно выходить на всероссийский уровень. На сегодняшний день для того, чтобы эту программу двигать дальше, нужно инициировать процесс повторно. Как? Нужно организовать сбор семян. Почему не дать жизнь тому примеру, который был в начале прошлого века во Франции? (См. начало статьи – А.Ю.) Неужели нам слабо провести такую работу, допустим, в горах нашего Сенгилеевского района? Там огромные увалы – голые, на которых нет ни деревьев, ни кустарников. Все выветривается.

– Ну, а в Кузоватово? Там уже выделен участок под школьный лес?

– Да. В Кузоватово нас поддержали. Решением главы поселка школе выделили эту землю. Прямо на окраине райцентра. И в ближайшее время молодые липки будут рассажены на этом участке.

– Дают ли городские деревья полноценное лесное потомство? Не лучше ли брать семена из леса?

– Все семена липы признаны очень качественными и сертифицированы. Это заключение наших ульяновских лесоводов. Они прежде, чем выдать мне деньги под проект, отвезли все это в Пензу на экспертизу. Выяснили, что семена ульяновских лип – высокой всхожести, и только после этого проект был оплачен.

– Что кроме денег необходимо «здесь и сейчас» для осуществления вашего проекта?

– Реально – не хватает семян. Мы обращаемся через вашу газету, к школам, к пенсионерам с просьбой поддержать эту идею – помочь нам собрать семена. Они будут уже сейчас заложены на стратификацию, а затем поступят в школьные питомники. Этим вы поддержите идею создания школьных лесов, а вместе с тем – сможете неплохо подработать.

Беседовал Алексей Юхтанов.