Ликуйте, ульяновцы! Наконец-то чиновники озаботились проблемой низкого уровня жизни! В минувшую пятницу в областном департаменте социальной защиты населения состоялся круглый стол на тему: «Пути преодоления бедности в Ульяновской области».
По словам директора департамента Анатолия Васильева, предварительно было проведено
заседание так называемой общественной группы, где определились цели и задачи «круглого стола». На заседании обсуждался вопрос: где взять денег, чтобы определить научный подход к насущной проблеме: почему так много жителей области оказалось сегодня за чертой бедности? Ситуация действительно удручающая: Из 283 тысяч пенсионеров 82 тысячи – за чертой бедности. Из 206 тысяч семей 47 процентов находятся за той же чертой. Более того, если в семье два и более ребенка, она автоматически попадает в эту неблагополучную, мягко выражаясь, категорию. Что самое неприятное, так это то, что критерий бедности сегодня – это работающее население. Задумайтесь: не маргиналы, не безработные, живущие на пособие, а именно работающее население!
По словам Васильева, областное правительство пытается поднять заработную плату до двух (!) тысяч рублей, но даже столь «высокий» размер заработной платы не дотягивает до величины прожиточного минимума.
Возвращаясь к началу статьи, а именно касательно поиска денежных средств для научных изысканий причин бедности, осмелюсь предположить, что, видимо, деньги все же нашли, потому что с самого начала приступили непосредственно к обсуждению проблемы: проводить ли дальнейшую монетизацию льгот?
– Проблема в следующем, – заявил господин Васильев. – Сегодня 117 тысяч региональных льготников получают возмещение на социальный проездной билет в размере 85 рублей.. Мы подсчитали, что сегодня выгоднее монетизировать эту льготу, а также предложили монетизировать льготы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и на протезирование зубов. Мы предложили отдать эти деньги людям, то есть выплатить им в четыре раза больше средств, чем он получил в 2006 году в денежном выражении. Я убежден, что сегодня для каждого конкретного человека это гораздо лучше.
Впрочем, столь, казалось бы, полезные инициативы не получили поддержки от депутатов ЗСО. По мнению Васильева – по единственной причине: впереди выборы, и депутаты об этом помнят лучше, чем мы с вами. И лишь вскользь Анатолий Александрович упомянул, что, депутаты также опасаются возмущения населения. Значит, не столь желанна пресловутая монетизация конкретным людям! В заключение господин Васильев привел в пример Пензенскую область, где полностью отменено дотирование ЖКХ. Страшно представить, что, возможно, в ближайшем будущем нас с вами ждет то же самое…
Далее слово взял директор научного центра региональных экономических исследований и разработок УлГУ, заведующий кафедрой экономического анализа и статистики института экономики и бизнеса УлГУ, доктор экономических наук, профессор Анатолий Лапин.
– К сожалению, динамика производства в области довольно нестабильная, – отметил Анатолий Евгеньевич. – В подобных условиях заниматься прогнозами – дело сложное и неблагодарное. Между тем, мы имеем очень неплохие темпы роста денежных доходов населения (17 процентов) и реальной заработной платы (10 процентов).
Подобный рост доходов не может не сказаться на обороте розничной торговли, который растет примерно на 20 процентов. Резких скачков инфляции в ближайшем будущем не прогнозируется. По итогам первого полугодия уровень бедности опустился до 28 процентов. (Уровень бедности – это количество населения с официальными денежными доходами ниже официально утвержденного прожиточного минимума – для тех, кто не знает.) Это на 2 – 3 процента ниже, чем в прошлом году по области, но в то же время в два раза выше, чем в среднем по России (13 – 15 процентов).
– Думаю, подобное положение будет сохраняться достаточно долгое время, – заверил нас профессор. – В среднесрочной перспективе уровень бедности будет снижаться на 2 – 3 процента, что, безусловно, хорошо, но явно недостаточно.
Бдительные научные сотрудники совместно с управлением по труду выявили «один скользкий момент» в данном вопросе, а именно: теневые и нерегистрируемые доходы, а также перераспределение дохода внутри семей.
– Реально уровень бедности ниже официального, – подытожил Анатолий Лапин. – Но насколько – сказать сложно.
Ученые мужи обнаружили еще один действительно вопиющий факт: 20 процентов ульяновцев не желают работать при любом уровне жизни!
– Они презирают труд как образ жизни вообще, – развел руками доктор экономических наук. – Помилуйте, что же нам делать с добровольно избранной бедностью?
Любезнейший Анатолий Евгеньевич! Ни в коей мере не смея принижать ценности Ваших научных изысканий, все же позволим себе заметить: эти люди, добровольно отказывающиеся от работы, в большинстве своем проживают в сельской местности. Там работодатели за тяжелую работу, которую люди выполняют в течение месяца, платят гроши, рублей 700 – 800, то есть столько же, сколько составляет минимальное пособие по безработице. Посчитайте сами, что выгоднее: пахать целый месяц, как папа Карло, или получить те же деньги в качестве пособия? И не спешите отбирать у маргиналов, как Вы их называете, это пособие! Лучше направьте Ваши усилия на повышение уровня реальной заработной платы!
В общем, «круглый стол» прошел успешно. Все присутствующие получили ценную информацию о размере прожиточного минимума в Узбекистане и Швеции, научились примерно составлять потребительскую корзину…
Вот только путей вывода области из состояния хронической бедности мы так и не увидели. Во всяком случае, ясных и конкретных. Не увидели и реальной озабоченности у власть имущих этой проблемой. Те, кто ее обсуждает, представляют себе бедность чисто теоретически…