25 ноября этого года в Москве будет проходить 2-й общероссийский экологический форму, посвященный теме «строительство». Какие меры необходимо предпринять на уровне правительства России, чтобы защититься от вандализма «застройщиков»?

Если наше ульяновское правительство не видит здесь беды, может быть высокое начальство поможет им прозреть?

Редакция считает своим долгом послать на форум публикации, посвященные этой теме.

Городу предлагают «продать почку»

Откуда ноги растут

История «освоения» Винновской рощи началась лет пятнадцать назад, когда еще Олег Владимирович Казаров всячески способствовал развитию большого тенниса в Ульяновске. Это спортивное направление докатилось и до Моторного завода, и на опушке Винновской рощи еще Ульяновский горисполком выделил два небольших участка земли под заводские теннисные корты. Впоследствии, во время экономической неразберихи 90-х годов, эти участки каким-то образом перешли под контроль АМС-групп. И дальше начались чудеса в стиле бизнеса тех лет. Эти корты окружали многолетние дубы, представлявшие и экологическую, и культурную ценность, определенную, кстати, законом. В один «прекрасный день» эти дубы оказались спиленными. Несмотря на протесты экологов, нарушители закона отделались штрафом и задним числом оформили все необходимые документы, и тогдашний мэр Романенко выпустил распоряжение, которое формально узаконило все, что они сделали.

Дело о 100 миллионах

Далее господин Полбин, владелец компании, и подчиненные ему структуры внезапно озаботились детским здоровьем, построили для них теннисный корт. В Ульяновск был приглашен Шамиль Тарпищев, президент Российской федерации тенниса, и ему очень понравилась Винновская роща, и ему захотелось развивать теннис именно там. В средствах массовой информации появились статьи о том, что есть некая федеральная программа развития спорта, и за счет федерального бюджета будет выделено сто миллионов – на строительство спортивного комплекса – но именно на этом месте и более нигде. Проектом предусматривалось строительство VIP-гостиницы, крытого стадиона, биатлонной трассы и других спортивных сооружений. При этом альтернативные варианты места застройки даже не рассматривались. В Железнодорожном районе множество пустырей, и население окрестных микрорайонов было бы только глубоко признательно бизнесмену, благотворителю, спонсору и меценату… Разработчики отводили глаза и тыкали пальчиками вверх, давая понять, что это вопрос не их компетенции.

Насколько показывает практика, как только высокий чиновник тыкает пальцем в карту: именно здесь должен быть построен тот или иной объект – за этим, как правило, стоят чьи-то корыстные интересы

Мнение ученого

Эту ситуацию прокомментировал доктор биологических наук, руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту постановления Правительства Ульяновской области от 06. 12. 2005 г. № 210 «Об утверждении границ памятника природы регионального значения «Винновская Роща» Михаил Викторович Шустов: «Я, конечно могу только догадываться, но речь наверняка идет вот о чем: администрации проект преподносится как возможность получить стомиллионные инвестиции в развитие Ульяновска… Но уже сейчас часть объектов, которые уже построены на этой территории, принадлежат господину Полбину. Планируемый стомиллионный комплекс тоже будет со временем либо приватизирован, либо преобразован в частно-государственное партнерство. И если господину Полбину удастся реализовать свои замыслы, то надо отдать должное его предпринимательской хватке. Объекты, а тем более, земля, со временем будут дорожать многократно – в десятки и сотни раз. Ведь речь идет об участке практически в центре Железнодорожного района, рядом с районной администрацией, участок заповедный – с богатой историей. С точки зрения коммерции – расчет безукоризненный.

Но с точки зрения экологии, эта роща представляет собой экологический потенциал региона, ресурс, который по определению не может принадлежать конкретному лицу или коммерческой организации. Это принадлежит всем ульяновцам. И мне как экологу не вполне понятно, почему граждане должны жертвовать этим ради обогащения пусть даже всеми уважаемого предпринимателя».

Не мытьем – так катаньем…

Когда в прошлом году экологическая экспертиза отклонила проект строительства гостинично-спортивного комплекса «Винновка», через год появился проект постановления Правительства Ульяновской области за подписью Александра Петровича Пинкова, заместителя председателя Правительства Ульяновской области – «Об уточнении границ памятника природы «Винновская роща». Разработчики проекта запутали все, что можно: границы памятника природы утверждались несколько раз, и в этой бюрократической волоките была предпринята очередная попытка изъять территорию площадью «около» десяти гектаров. На заседании экологической комиссии, которое состоялось 22 сентября, проектанты даже не смогли назвать точную цифру изымаемой площади. Звучали варианты – пять, семь, двенадцать гектаров… А вывод прост и очевиден: под видом «уточнения границ» происходит попытка изъять часть территории памятника природы. Чтобы обосновать это решение в июне этого года областной экологический фонд оплатил экологическому факультету УлГУ «исследование» территории, которую планируется изъять. Разумеется, заказано было не исследование, заказаны были выводы, позволяющие начать строительство…

Оценка этому «исследованию» дается в экспертном заключении Михаила Шустова:

«3. Анализ представленных материалов позволяет дать следующую экспертную оценку:

 Представленные «Результаты геоботанического обследования территории парка «Винновская Роща» фактически являются описанием территории парка в лучших традициях натуралистов XVIII века. Современные количественные методы описания и анализа фитоценозов и экосистем не использованы, пробные площади не закладывались. Все выводы и обоснования предлагаемых решений сделаны «на глазок».

 Представленные «Результаты геоботанического обследования территории парка «Винновская Роща» содержат грубые фактические ошибки.

 В представленных «Результатах геоботанического обследования территории парка «Винновская Роща» сведения о животном мире требуют уточнения (особенно раздел, посвященный энтомофауне), в связи с публичными выступлениями А. Ю. Исаева, сообщавшего о находках насекомых, включенных в Красную книгу Ульяновской области, на территории парка «Винновская Роща».

 В представленной пояснительной записке ООО «Ульяновскстройпроект» «Об утверждении границ памятника природы регионального значения «Винновская Роща» отсутствует количественная оценка площади земель, предлагаемых к исключению из состава ООПТ».

А по поводу самого проекта в том же экспертном заключении делается однозначный вывод: «Предлагаемый проект постановления Правительства Ульяновской области «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 06. 12. 2005 г. № 210 «Об утверждении границ памятника природы регионального значения «Винновская Роща» не может быть реализован».

Кстати, в материалах, предоставленных на экспертизу содержалась лесохозяйственная оценка данного участка, как будто речь идет о промышленной лесной делянке, а не об особо охраняемой природной территории…

Кто-то что-то обещал

Активно с протестами выступили члены Общественной палаты, а некоторые даже предлагали подать в суд на разработчиков проекта. В результате было принято решении данный проект постановления правительства отклонить, поскольку он не соответствует действующему законодательству и предложить Правительству Ульяновской области вернуть границы памятника природы «Винновская роща» 1994 года. Но это не дает никакой уверенности, что проект действительно будет остановлен. Более года назад начальник департамента природопользования и экологии администрации Ульяновской области Дмитрий Федоров (кстати, в интервью нашей газете) давал гарантии, что проект вторжения в Винновскую рощу не имеет перспектив, но при этом предусмотрительно оговорился «если не будут изменены границы памятника природы». И в скором времени подчиненный ему Областной экологический фонд заказывает работы именно по «уточнению границ», и необходимый застройщикам участок вдруг оказывается вне особо охраняемой территории.

Ни для кого не секрет, что у чиновников и бизнеса может быть только один серьезный повод для такой вот взаимной любви – и повод этот давно уже должен был привлечь внимание правоохранительных органов.

Бизнес есть бизнес…

Власть почему-то все меньше и меньше задумывается о том, какие последствия будет иметь тот или иной проект для состояния окружающей среды. Стоило замаячит перспективе проведения зимней олимпиады в Сочи, и сразу же спортивные сооружения и дороги начали проектировать, пренебрегая статусом территории, на которой они будут расположены.

Тем же тенденциям подвержен и предложенный недавно к рассмотрению Закон Ульяновской области «Об особо охраняемых природных территориях Ульяновской области»

Вот выдержка из экспертного заключения по проекту Закона Ульяновской области «Об особо охраняемых природных территориях Ульяновской области» А.В. Салтыкова председателя Комитета по ООСиП мэрии г. Ульяновска:

«Обращает на себя внимание, что процедура проведения государственной экологической экспертизы требуется лишь в случае непосредственной одномоментной ликвидации ООПТ. Получается, что в соответствии со ст. 18 Закон допускает фактическую ликвидацию ООПТ посредством проведения поэтапного многоразового изъятия отдельных участков через процедуру изменения границ (вплоть до критического, угрожаемого сохранности ООПТ). При этом проведение госэкоэкспертизы не требуется. Таким образом, может быть создан опасный прецедент, открывающий путь уничтожению ООПТ (пример – попытка отчуждения участка ООПТ «Винновская роща»).»

Конечно, нашему региону нужны и новые рабочие места, и налоговые поступления. Но, представьте себе – если бы вам предложили продать почку, вы бы согласились? Вероятно, если не испытываете самой крайней нужды, – нет… Но почему-то интересы «АМС-групп» упорно лоббируются уже на законодательном уровне, и те, кто этим занимается, уж конечно пекутся не об интересах региона и не о благе его жителей. Чиновники явно пытаются продать то, что им не принадлежит, а уж кто кому и за что заплатил или обещал заплатить – это уже другой вопрос, ответ на который дать (или хотя бы попытаться это сделать) должна прокуратура.