Руководство Ульяновского механического завода попыталось украсть у своего же предприятия 5 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ!
Нам бы такое наказание!
Весь Ульяновск помнит события двухгодичной давности, когда голодающие рабочие Ульяновского мехзавода перекрыли движение в Засвияжье, требуя даже не справедливости, а просто хлеба. Помним мы и о том, как год назад бывший директор того же завода был привлечен к суду за растрату более 80 миллионов рублей и невыплату заработной платы рабочим на сумму свыше 100 миллионов рублей. Помним слезы на глазах обиженных людей, когда они узнали решение суда: проворовавшемуся директору дали 5 лет условно (!) и штраф в 450 тысяч рублей. Ничего не скажешь, достойное наказание – отстегнуть какие-то 450 тысяч и остаться на свободе вместе с накапанными миллионами! После такого наказания поневоле задумаешься: а не послать ли все к черту? Хапнуть «лимонов» 50, уплатить штраф и жить безбедно до старости?
Вероятно, к этому выводу и пришло новое руководство механического завода. Но обо всем по порядку…
Что нового на заводе?
Новым директором мехзавода, на счастье или на горе, стал Анатолий Горин. Что-нибудь изменилось с его приходом? Да, сменились некоторые фамилии в заводском руководстве. Так, например, на двери начальника отдела маркетинга появилась табличка «Горин Максим Анатольевич», а на двери начальника рекламно-аналитического бюро – «Горина Анна Валерьевна».
Ситуация же с долгами завода практически не изменилась. Только по налогам долг завода составляет около 600 миллионов рублей. Всего же на сегодняшний день, по неофициальным данным, общий долг Ульяновского механического перевалил за 2,5 миллиарда рублей. Вероятно, от банкротства завод спасает только энтузиазм губернатора Морозова. В августе от лица Правительства Ульяновской области было заявлено, что оборонка, в том числе и УМЗ – под особым контролем. Губернатор даже предложил реструктуризировать (рассрочить) долг завода перед областным бюджетом, составляющий 220 миллионов рублей!
Куда деваются деньги?
На прошлой неделе стало известно, что начальник правового отдела УМЗ Игорь Цветков задержан с поличным при получении крупной взятки. Оказалось, что эта взятка – лишь соломинка в огромном стогу денег, которые новое начальство механического завода пыталось украсть у народа!
Взятку Цветкову передал представитель московского банка «Северо-восточный Альянс». Он и объяснил корреспонденту «МГ», как и почему это произошло.
История оказалась очень давняя: еще в 2002 году Ульяновский механический завод взял в данном банке кредит – 10 миллионов долларов. Деньги переводились частями на протяжении двух-трех лет – в то самое время, когда шесть с лишним тысяч рабочих завода месяцами не получали зарплату. Куда девались эти миллионы, сейчас вряд ли кто скажет. Банк ждал их возвращения несколько лет и копил пени. В результате к 2006 году сумма выросла почти до 11 миллионов долларов! Эту сумму банк отсудил, обратившись в Московский арбитражный суд. 4 июля 2006 года судебный пристав явился на завод с требованием исполнить решение суда, но… оборонное предприятие показало, что умеет держать оборону. На каждое действие судебного пристава руководитель правового отдела завода Игорь Цветков отвечал жалобой в суд. Порой жалобы были необоснованны, но на рассмотрение их уходили неделя за неделей. А в конце лета в центральный офис московского банка поступил странный звонок. Сотрудники банка утверждают, что это был тот самый Цветков, который ставил им палки в колеса. Но на сей раз он… предложил банкирам свою помощь. Он пообещал отозвать свои жалобы и рассказать, когда и на какие заводские счета поступают деньги. Владея этой информацией, судебный пристав мог своевременно появиться и арестовать нужный счет. Грубо говоря, Цветков предложил сдать с потрохами государственное оборонное предприятие, запросив взамен ни много, ни мало – половину всей суммы, которую удастся взыскать банкирам! То есть более 5 миллионов долларов
США! Честный банк и щедрый предатель
Руководитель правового департамента банка «Северо-восточный Альянс» Роман Адигезалов подтвердил «МГ», что звонок ИЗ.УМЗ действительно был, но правление банка не пошло на провокацию и от «выгодной» сделки отказалось.
Однако предатель (или предатели -если Цветков действовал по поручению руководства) решил, что банкиры просто пожадничали. В первых числах сентября, после очередного судебного процесса в Ульяновске, он отозвал в сторонку представителя банка Константина Рассоху и повторил свое предложение, существенно снизив ставку. Теперь вместо 50% от всей суммы он требовал всего 1,5% – то есть, около 160 тысяч долларов или 4,5 миллиона рублей. Получать деньги и передавать информацию он предложил частями. Первый взнос – 50 тысяч рублей.
– Узнав, что Цветков требует 50 тысяч, – продолжает Роман Адигезалов, – мы в Москве не поняли – о рублях или долларах идет речь – гак разительно отличалась эта сумма от той, что он требовал вначале. Мы подумали, что он издевается над нами. Чтобы проверить намерения Цветкова, руководство банка дало Рассохе инструкцию выплатить первые 50 тысяч… И в случае, если вымогательство подтвердится и продолжится – если Цветков и правда будет «сдавать» завод – обращаться в милицию.
Цветков проглотил приманку и потребовал еще 50 тысяч рублей. Работник банка согласился, а сам немедленно отправился в Управление по борьбе с экономическими преступлениями.
По материалам следствия
– В начале сентября представитель СВА банка Константин Рассоха явился к нам с повинной, – рассказывает оперативник УБЭП Антон Сергеев. – Сказал, что дал взятку в 50 тысяч рублей, и что с него вымогают еще. Мы подготовили операцию.
Встреча была назначена на 25 сентября в Засвияжском районе. Около семи вечера представитель банка подъехал на машине к 132-й аптеке на улице Рябикова. Цветков уже ждал. Он сел в машину, получил из рук Рассохи пачку денег и, не считая их, со словами: «Я верю вам на слово», – положил деньги в карман. Сразу после этого прямо в машине его задержали сотрудники УБЭП.
– Сначала он испугался, – рассказывает оперативник Сергеев, – но быстро оправился и дальше все время был спокоен. Говорил, что все это провокация.
После задержания у Цветкова было время подумать. Так что, явившись в УБЭП по вызову (конечно, с адвокатом), он выдвинул свою версию – за что ему были переданы эти деньги. За что именно – в интересах следствия пока не разглашается. Но нас больше интересует другое: действовал ли он в одиночку? В московском банке считают, что это маловероятно:
– За вымогательство Цветков будет отвечать один, – уверенно говорят сотрудники банка. – Но на самом деле вряд ли он сам мог распоряжаться подобными суммами. Не так-то это просто. Скорее всего, за спиной Цветкова стояло его начальство.
«МГ» также кажется маловероятным, что, требуя 5 миллионов долларов, начальник правового отдела действовал без одобрения сверху. А если это так, то действия руководства сейчас очень похожи на бегство с тонущего корабля.
– Настроения на заводе ужасные, -рассказала нам работница одного из заводских отделов (имя мы не называем, чтобы не навлечь на женщину репрессии со стороны начальства). -Мы не видим, как и что вывозят с завода, но слухи все время идут: то в этом цеху что-то распродали, то в том. Говорят, что нас ведут к банкротству…
Если это правда, очень скоро около 5 тысяч рабочих мехзавода могут оказаться выброшенными на улицу. А это грозит области социальным взрывом…
Тамара ЦАРИЦЫНА