Старое кладбище на улице Карла Маркса в Ульяновске хранит немало тайн. И одним из главных белых пятен его истории является захоронение монаха Иеремии Ломницкого, исчезнувшего неизвестно куда из собственной же могилы…
К сожалению, мало кто из ныне живущих ульяновцев знает об этом человеке. А между тем, отец Иеремия был заметной фигурой в дореволюционном Симбирске. Его почитали едва ли не за святого и всерьез считали… талисманом города. Перед самой смертью монах сказал примерно следующее: «Уйду я – и не станет у Симбирска защиты…». И слова эти сбылись в точности уже в день его похорон…
СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ
Отец Иеремия Ломницкий (в миру – Иван Михайлович) родился 8 февраля I860 года в селении Кавско, в бывшей Австро-Венгрии (ныне Львовская область на Западной Украине). Он появился на свет в многодетной семье приходского греко-католического священника. А в возрасте 22-х лет принял монашество.
В 1892 году Ломницкий основал женскую монашескую Конгрегацию Сестер Служебниц Непорочной Девы Марии. Это его детище на всём протяжении XX столетия играло значительную роль в религиозном, культурном и социально-экономическом развитии украинского населения в странах Центральной Европы и Америки.
После того, как в начале 1915 года российские войска заняли Западную Украину и выслали монаха из прифронтовой области в Симбирск, он в России прижился. Пользовался огромным духовным авторитетом как среди ссыльных, так и среди местного населения. А еще не ел сала и не пил горилки, зато любил русские пельмени и подолгу парился в русской бане.
«ВЫ ВСЕ ВЕРНЕТЕСЬ, А Я ОСТАНУСЬ ЗДЕСЬ»
Вот как характеризует Ломницкого статья тогдашней энциклопедии: «Иеромонах Ордена Святого Василия Великого, выдающийся деятель украинского просвещения и национального увозрождения, греко-католический священник, миссионер, проповедник, христианский философ и писатель».
Но не только лишь проповедями снискал Ломницкий колоссальную популярность среди симбирян – ему приписывали даже чудеса… А еще Ломницкий не особо церемонился с коллегами «по цеху» – с попами, дравшими с прихожан последние деньги, в то время как те пухли с голоду. Он увещевал и даже стыдил святых отцов. За что те мстили ему, как могли – в основном, клеветой. Он же вместо ответных выпадов отвечал им благословением: «Вы все вернетесь на Украину, я же останусь здесь». Позже один из ругаемых монахом ссыльных священников писал: «Каюсь теперь, ибо допускал греховное – клевету на отца Иеремию… И впрямь благословение его, истинного праведника, сотворило истинное чудо… Ломницкий предсказал Гражданскую войну, голод и эпидемии… И все в точности сбылось после его смерти… Но благословение его защитило всех нас, ссыльных служителей церкви. Ни один не пострадал… Все вернулись домой… Ломницкий же, как и предвещал, остался в Симбирске».
ЯСНОВИДЯЩИЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Вернемся к тому, что отец Иеремия Ломницкий был весьма почитаемым человеком в Симбирске – среди всех сословий горожан. И во многом славу он приобрел, как писали в то время местные газеты, «сотворением чудес».
***
Вот рассказ симбирского купца Егора Никифоровича Еремеева, записанный в его дневнике:
«20 ноября 1915 года. Месяц, как сын мой, Кондратий Егорович, десяти лет от роду, пребывает в горячке. Врачи предсказывают непременную его кончину, ссылаясь на чрезмерную слабость его и запущенную болезнь…
23 ноября 1915 года. Встреча с преподобным отцом Иеремией Ломницким, дай Бог ему здоровья, который раз только склонившись над моим угасающим сыном, молитвами (или чудом?) открыл ему глаза. Егорушка сию же минуту произнес слово, и слово это было: «Иеремия». Хотя до того сын почти 20 дней не промолвил ни слова и святого отца Ломницкого никогда не знал и не видел.
27 ноября 1915 года. Сын мой, приговоренный уже к погибели, окончательно исцелился. Все это время ежедневно отец Иеремия Ломницкий выбирал минутку зайти к нам и поговорить с сыном… Кроме как чудесным провидением и Божьим даром отца Иеремии не смею объяснить произошедшее».
***
Есть свидетельства об Иеремии и как о ясновидце. И не только в таких «глобальных» вопросах, как предсказание им братоубийственной Гражданской войны. Было и еще кое-что. Однажды, в разговоре с тогдашним симбирским полицмейстером Василием Асафовичем
Пифьевым Ломницкий неожиданно изрек: «Дело ты делаешь благое -церковь от безбожников спасаешь… И мне бы с тобой… Но не судьба нам идти об руку… Впрочем, скоро мы встретимся… Догоню я тебя, друг мой». Пифьев не понял тогда ни слова, хотя все слова монаха впоследствии оказались пророческими…
Надобно сказать, что по прибытии в Симбирск Ломницкого Пифьев поселил его в своем доме. Они быстро сдружились, и благодаря этой дружбе Пифьев сделал послабление для всех ссыльных украинских священников – освободил их от повинности ежедневно отмечаться в полицейском управлении. Что же касается «безбожников», то Иеремия имел в виду революционеров, коих Пифьев отслеживал и отлавливал исправно. И, наконец, касательно слов о «скорой встрече». Удивительное дело, но оба – и Пифьев, и Ломницкий – скончались в начале 1916-го: первый – в апреле, второй – в июле. Причем, умерли от одного и того же – от инсульта. И примерно в одинаковом возрасте: полицмейстеру было 64, монаху – 56.
***
А вот какой разговор произошел между Ломницким и тогдашним городским головой Леонидом Ивановичем Афанасьевым незадолго до смерти монаха. Вернее, это был монолог:
– Смутные времена близятся, – говорил Иеремия. – Черное что-то повисает над Россией. Всё перевернется. Вот и на вашем месте будет хитрый и недобрый бродяга-лодочник Мишка…
Теперь-то известно, кого имел в виду Ломницкий. Конечно же, Михаила Ивановича Гимова, ставшего впоследствии председателем Симбирского губисполкома, а в то время, действительно, оборванца, ночующего по волжским берегам под рыбацкими лодками.
«…И НЕ СТАНЕТ У СИМБИРСКА ЗАЩИТЫ»
Эти слова отца Ломницкого (приведенные в начале статьи) начались сбываться уже на следующий день после его смерти – 3 июля 1916 года В день похорон отца Иеремии в Симбирске произошли беспорядки. Толпа, разгневанная дороговизной и дефицитом, пыталась брать штурмом продуктовые лавки. Прибывшие войска открыли стрельбу по народу. Количество убитых и раненых исчислялось сотнями.
«НЕУДОБНАЯ» МОГИЛА
Отца Иеремию из-за беспорядков в городе смогли похоронить только поздним вечером. Гроб до кладбища провожала огромная толпа. На могиле был установлен надгробный памятник, чугунный крест. Но памятник этот простоял недолго. Поздней осенью 1918 года недалеко от могилы монаха симбирские большевики похоронили пятерых своих соратников, расстрелянных белыми летом того же года. Их могила, по замыслу Советской власти, должна была стать местом поклонения и паломничества. Меж тем «несознательные массы» по-прежнему продолжали кланяться «какому-то попу»! В идеологическом плане захоронение монаха стало для Советской власти неудобным, и власть его памятник снесла.
Но память о Ломницком стереть не удалось. Уже в советские времена украинские монахи тайно посещали ульяновское кладбище, желая отыскать могилу и поклониться праху отца Иеремии. Кто-то рассказал им о месте захоронения нерусского священника под безымянным цементированным монументом. К этому-то монументу и пришли 5 августа 2006 года – ровно через 90 лет 1 месяц и 1 день после погребения отца Иеремии – приехавший с Украины иеродиакон, монах Даниил Сикора и ульяновские исследователи-краеведы.
КУДА ИСЧЕЗ МЕРТВЫЙ МОНАХ?..
Итак, 5 августа 2006 года было произведено вскрытие могилы. Исследователи желали убедиться, действительно ли в ней покоится прах Иеремии. На дне могилы обнаружился склеп, накрытый огромной бетонной плитой, выложенный так называемыми «пустотелыми бетонными блоками», которые изготовлялись в Симбирске в 1910-е годы. И вот плита вскрыта, и взорам присутствующих открываются… три гроба. Все три прекрасно сохранились: с одного края – крохотный, в котором лежал когда-то новорожденный младенец, с другого – «нормального» размера. Обе этих домовины не обиты тканью – в годы Первой Мировой она была в страшном дефиците. Посередине стоял громадный, богато украшенный кистями и бумажными аппликациями, обшитый серебряной бумагой гроб. Отец Иеремия отличался немаленьким ростом и мощным телосложением. Неужели, он?..
Но это был не он. На открытых костях сохранились остатки волос и одежды, но не было видно ни венчика, ни разрешительной молитвы в руках. Значит, погребение совершалось не по православному обряду. Более того, скелет оказался женским. Сопоставляя исторические факты, выдвинули версию, что в могиле похоронена высланная из Восточной Пруссии германскопод данная 90-летняя баронесса Кристина-Мария фон-Зуммель.
Но как она попала в эту могилу, если умерла за год до кончины Ломницкого? И где теперь прах монаха? Говорят о существовании неких секретных документов, согласно которым останки Ломницкого якобы были вырыты, а вместо них в могилу перенесли три «посторонних» гроба. Самого же Ломницкого будто бы отправили в Москву, где забальзамировали. Зачем? Для исследования? Причины подобных действий остаются не совсем неясными.
Зато ясно другое: Ломницкий, действительно, в какой-то мере был «хранителем» Симбирска. После его смерти доселе тихий и спокойный город захлестнул вихрь, который не отпускает его и поныне. А значит, резонно требование о возвращении останков монаха на место. Может хоть тогда у нас в городе, наконец, жизнь наладится…
Алексей ПЕШКОВ, Ермил ЗАДОРИН