Тема выборов ректора УлГУ в последние месяцы – одна из самых обсуждаемых. Причем не только внутри университета. Успешный вуз уже давно вышел за рамки только образовательного процесса. Он играет серьезную роль в осуществлении социальных, культурных проектов регионального значения. Поэтому в стабильности УлГУ заинтересованы не только его преподаватели и студенты. С другой стороны, выборы – это всегда интрига. Как правило, такой процесс обрастает слухами, сплетнями, недомолвками. О нынешней ситуации в вузе рассказывает его президент Юрий Полянсков, построивший университет и возглавляющий его без малого 20 лет.

Три кандидата

– Кто будет ректором УлГУ – очень важно, – считает Юрий Полянсков. Бывает, плохое предприятие становится хорошим со сменой руководства.

Бывает и наоборот. Вуз – сложный организм. Здесь и профессура, творческие люди со своими амбициями.

Но мы четко выдерживаем узаконенную процедуру. Создали комиссию по выборам. Возглавляю ее я. С 4 по 14 сентября выбирали представителей на конференцию трудового коллектива.

Одновременно шло выдвижение кандидатов на должность ректора. С 15 по 22 сентября – самовыдвижение. По закону выборы должны быть альтернативными, иначе они отменяются.

Сегодня у нас есть три кандидатуры.

Это первый проректор Тофик Зиятдинович Биктимиров, которого поддержали практически все наши структуры, в том числе и Ученый совет. Еще два кандидата по самовыдвижению директор института медицины, экологии и физической культуры и спорта доктор наук Владимир Ильич Мидленко и Борис Михайлович Костишко – директор института математики, физики и компьютерных технологий, доктор наук. Я считаю, все трое – серьезные и авторитетные люди. Их кандидатуры утвердили на Ученом совете, теперь материалы на них направляются нашему учредителю, в Агентство по высшему образованию.

В связи с дополнением к Закону об образовании создана аттестационная комиссия. Кстати, большинство ректоров российских вузов были против этого новообразования. Они полагали, что это – вмешательство в автономию учебных заведений. Но министр образования Фурсенко сообщил, что есть примеры, когда к руководству вузами рвутся представители криминальной или полукриминальной среды. Это случилось в Челябинске, в Санкт-Петербурге даже было покушение на одного из кандидатов.

Предполагается, что аттестационная комиссия послужит барьером для таких поползновений. Всех примирило, что в комиссию вошли президент Союза ректоров, ректор МГУ, академик РАН Виктор Садовничий, президент торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, президент Академии наук Юрий Осипов, Александр Шохин – президент Российского союза промышленников и предпринимателей и другие уважаемые люди. После того как аттестационная комиссия рассмотрит наши кандидатуры, если не выдвинет претензий, будет получено согласие на участие кандидатов в выборах. Далее на конференции трудового коллектива пройдет процедура выборов, они состоятся в декабре.

Ко мне приходили с вопросом, может ли быть избран кто-то со стороны. Я думаю, на сто процентов нет, потому что постороннему человеку придется несколько лет входить в суть, даже если он пришел с хорошими намерениями, это затормозит работу университета. Но, собственно, у нас и не было прецедента. После декабрьских выборов пойдет процесс утверждения кандидатуры ректора на коллегии.

Каким должен быть ректор по Полянскову

На первое место Юрий Полянсков ставит человеческие качества. Особенно в вузе, подчеркивает, где профессура и в целом преподаватели и сотрудники требуют к себе бережного, аккуратного отношения.

Второе – видение стратегии развития. Нельзя жить одним днем.

Третье – человек должен обладать интуицией. Иногда бывает, что-то промелькнет в книге, газете отдельной строчкой, в разговоре – и рождается идея, полезная для дела. Такие моменты важно замечать.

Четвертое – обязательность. Даже если не сможешь выполнить обещание, встреться с человеком, скажи, что не можешь. «Другой подход рождает нервозность в коллективе, неудовлетворенность, – говорит Полянсков. – Особенно на первых порах было много чисто бытовых проблем, квартирный вопрос особенно чувствителен. Но я всегда старался объяснить, если что-то не получается, а потом решить проблему. Понятно, что это не всегда удовлетворяло человека. Но смягчало реакцию».

Одно из важных качеств – постоянная заинтересованность в решении всего комплекса вопросов. Можно подходить формально: вот жесткий руководитель, который отработал на сто процентов и вовремя ушел домой. По мнению Юрия Полянскова, это не совсем правильно. Или совсем неправильно.

Наверное, такой стиль работы тяжел для близких, которым уделяется меньше внимания. С другой стороны, если уж пришел руководить, надо чем-то поступаться.

Непременное качество – способность к дипломатии, умение находить общий язык не только с подчиненными, но и с руководителями региона, предприятий, партнерами вуза, сохраняя при этом достоинство, принципы.

У руководства университета сложились хорошие отношения с руководством Агентства по высшему образованию, Министерства.

Вот только один пример, приведенный Юрием Полянсковым, на эту тему.

– В первые годы серьезные разногласия возникали с главой обладминистрации Горячевым. Тогда университет еще числился филиалом МГУ. Шел второй год его существования, коллектив составляли 400 студентов и небольшой преподавательский состав. В это время назначили альтернативные выборы в областной совет. Мы выдвинули депутатов, и из такой маленькой организации прошли четверо: Полянсков, Радченко, Синягин и студент Саша Трифонов. Тогда впервые я почувствовал накат. Приближенные главы области намекнули: почему не согласовал? Таких случаев было немало.

Президент считает, что правильно делал. Сам он много пережил, но и университет сейчас бы так не уважали, если б его руководитель бегал в свое время согласовывать. Или сдавал своих – тоже, между прочим, предлагали.

С этих позиций и определил набор черт, необходимых ректору УлГУ.

Полянсков не скрывает, что, на его взгляд, наиболее этим требованиям удовлетворяет первый проректор Тофик Биктимиров. На этой должности он уже 11 лет. Был первым деканом-организатором медфака. В последние годы оставался выполнять обязанности ректора, когда Полянсков отъезжал в командировки. Так что эта сфера деятельности ему знакома. Тут Юрий Полянсков говорит о преемственности. Важными считает и личные отношения. За все время работы у них с Биктимировым конфликтов не случалось. «Не потому, что мы не конфликтные. Например, в университете сейчас – десятый проректор по капитальному строительству.

Биктимиров отвечает высоким требованиям. Он активно занимается наукой, у него есть монографии, учебники, в этом году подготовил несколько кандидатов наук. Занимается интересными проблемами на стыке наук: влиянием компьютеров на психологию человека, можно ли определить способности ребенка еще в утробе матери. Масса интересных идей. Это не просто администратор, но широко образованный человек. Вместе с тем у него уже есть налаженные контакты в администрации, Министерстве, агентстве, что тоже немаловажно для дела. Хотя и остальные кандидатуры достойные. Обозначалась проблема, что в ранге ректора вуза должен быть обязательно доктор наук. Но жизнь показывает: бывает доктор наук – плохой администратор, а кандидат наук – напротив, хороший. Наш учредитель смотрит на это лояльно: главное – руководитель должен быть хорошим администратором».

19 лет хороший возраст

В следующем году будет 20 лет ректорской группе, которая начала работать в 1987 году. В марте Юрия Полянскова назначили ее руководителем с должности проректора политеха. Так начался процесс организации университета. В феврале 1988 года вышло постановление Правительства об образовании в Ульяновске филиала МГУ.

Тогда Юрий Вячеславович один пришел в здание на улице Льва Толстого. Первый набор был 200 студентов – на мехмат и экономический факультет. Всего семь преподавателей. Первые экзамены приехала принимать московская приемная комиссия. Во втором здании на улице Карла Либкнехта, где сейчас размещается медфак, начали с капитального ремонта, что вообще в то время было нетипично. Помощь оказал Юрий Самсонов, в ту пору первый секретарь обкома. Сам приезжал, проводил планерки. Помогал и Юрий Горячев, как-то он думал, что его вот-вот снимут, и поторопил Полянскова с документами: «Давай скорей подпишу», речь шла о капитальном ремонте здания будущего медфака.

– В какой-то мере мы шли на авантюру, набирая больше и больше студентов, а уже под них выбивали помещение, – говорит Юрий Полянсков. Чисто российский подход. Но и спрос на образование в классическом университете был неимоверно большой. Были критические моменты. Когда и.о. премьера Правительства стал Гайдар, возникла идея оставить сто университетов.

Позвонили из Москвы, пригласили приехать. Думал, что с оборудованием помогут. Но услышал другое: «Не хотели вам говорить, но речь идет о сокращении университетов. Логунов, бывший ректор МГУ, на вопрос, как быть с ульяновским филиалом, ответил: «Скажите Полянскову, как хочет». Вышел удрученный, но никому ничего не сказал.

Знал по собственному опыту, что, бывает, такие вещи рассасываются. Да и паниковать раньше времени не хотелось. Филиал не ликвидировали, и он простоял до 1995 года.

В 95-м вышло постановление Правительства по преобразованию университета в самостоятельный вуз. Это было записано в первом документе по организации филиала МГУ – «с последующим преобразованием в Ульяновский государственный университет Российской Федерации».

УлГУ единственный выполнил постановление Правительства о праздновании 125-летия Ленина. Больше ни одного объекта к дате построено не было.

В 1993 году университет начал строить собственные новые корпуса. Шли самые тяжелые годы в новейшей истории России, в Минобразе все стройки заморожены. И только в Ульяновске дело шло.

– В 90-е годы, слава Богу, строчку о строительстве мы сохранили, – говорит Полянсков. – Помогал зам Горячева Павлов. Первый пусковой комплекс, который мы начинали, курировал сам Горячев. Приезжал на планерки, долбил. Потом на что-то обиделся и не пришел на открытие. Я тогда его плохо знал, подумал, случайность. Теперь понимаю, что-то ему уже не понравилось во мне или в университете.

Потом было еще одно испытание.

Подоспели выборы главы области. Полянскова толкали принять в них участие, и, судя по всем опросам, он был реальным претендентом на победу. Но сам Юрий Вячеславович отказался участвовать. И улетел в командировку в Лондон. Вернулся – и уже в аэропорту его настиг звонок из ульяновского Белого дома. «Юрий Вячеславович, что ж нас обманывали, вы же зарегистрировались кандидатом!». Все скоро прояснилось. Оказалось, лидер правых в ту пору Николай Повтарев пришел домой к Юрию Полянскову, взял его документы и зарегистрировал. Горячев предложил сделать публичное заявление. Полянсков согласился. Его приглашал руководитель администрации президента Филатов, спрашивал: «Почему вы не хотите?». Полянсков отвечал искренне, что нравится ему его работа. Уговоры продолжались еще долго. Горячев это, видимо, запомнил. На следующий день после победы на выборах заявил, что выходит из попечительского совета якобы потому, что студенты голосовали против него. Через три дня начались проверки университета. Они продолжались практически весь период его правления. Полянсков пошел в доверенные лица к Шаманову, так как, по его словам, понимал, что Горячев готовится к серьезным репрессиям против университета.

С Шамановым у президента УлГУ до сих пор сохранились хорошие личные отношения. Хотя активной поддержки и востребованности не ощущал. Продолжали строить, пусть и не такими темпами, как раньше. Но не мешали.

– Сейчас идет третий этап истории, – говорит Юрий Полянсков. – Есть ощущение стабильности в плане общей атмосферы, настроя. Уверенности в будущем. И коллектив позитивно настроен. Ощущает, что университет востребован, в его развитии местная власть заинтересована. С Сергеем Ивановичем Морозовым мы нашли общий деловой язык. Потому и работаем плодотворно.

Ощущаем признание. Приезжает делегация – приводят к нам. Есть что показать, рассказать. По темпам строительства опять выходим на хороший уровень. Хотя и тут пошли анонимки. Сейчас проверки идут.

Сначала южный куст

Несмотря на проверки и анонимки, университет живет и работает. Недавно получила поддержку идея создания в Ульяновской области социо-культурно-образовательно-университетских округов. Такие округа существуют в некоторых других регионах, но в большой степени формально. Цель проекта – остановить отток молодежи из районов.

Это можно сделать, допустим, приблизив к ним высшую школу. Но только учебой молодежь сейчас не возьмешь. Ей некуда сходить, негде заняться спортом, реализовать другие свои интересы. Ситуацию пытаются переломить. Уже подписан договор с «южным кустом» с центром в Новоспасском и пятью прилегающими к нему районами. Теперь там усилиями университета и региональной власти будет организована новая структура – исполнительная дирекция, возглавляемая представителем правительства Ульяновской области. В него войдут главы администраций, их замы и университет. Стоит задача организовать у южан образовательный центр, пока, возможно, на базе ПТУ, с довузовской подготовкой. В перспективе это будет филиал УлГУ для пятерки входящих в куст районов. Одновременно будет действовать культурная программа силами актеров, культурологов, музыкантов, дизайнеров, которых готовит университет и которые остро хотят быть востребованными.

Целую программу готовит факультет культуры, спорта и адаптивной физкультуры. Социологи, психологи, социальные работники – выпускники УлГУ, уже имеющие опыт работы с волонтерами, сориентированы в программе по борьбе с наркоманией. Следующий момент – высокие технологии. Медицинский факультет – правильное построение системы здравоохранения. Получается целая социально-экономическая программа с участием УлГУ, областной и районных администраций.

Есть и другие примеры совместных программ правительства области, райадминистраций и УлГУ, имеющих большое социально-экономическое значение. Одна из важных социальных программ, которая пока существует в перспективе, – открытие центра профилактики наркомании.

Позиция нынешней власти по отношениюк УлГУ, по словам Юрия Полянскова, – откровенный позитив.

Все дело в том, что вуз не просто берется за дело, но довольно быстро и эффективно выдает результат.

– Сегодня ставится вопрос определения рейтинга вузов не по показателям, заданным Министерством, говорит Полянсков, – президент Владимир Путин подчеркнул в одном из выступлений, что реальный рейтинг университета – это отношение к его выпускникам работодателей. Есть марка МГУ, Гарварда. И к нам приходит признание.

Лилия ГРЕБЕНСКОВА.