Моряка узнают по походке и некоей лихости поведения, по неунываемости и быстроте глаз – водителя. Цепкостью взгляда отличаются, как говорил известный киногерой, милиционеры и одинокие женщины. Ну, а журналисты? Есть ли у них какая-то внешняя общность?

С этой мыслью оглядывала я толпу «собратьев по оружию», каждый из которых, сознательно пришедших в журналистику, мог бы повторить вслед за Маяковским: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо!». Одиннадцатый фестиваль СМИ «Вся Россия – 2006» собрал самых маститых журналистов, редакторов и издателей газет и журналов, представителей теле-радио журналистики, электронных СМИ. Здесь были большей частью люди старше среднего возраста, всего более двух тысяч человек. Как и я, многие окидывали собравшихся взглядом, словно высматривая знакомые лица или, по привычке, суммируя и анализируя впечатления. Плотной толпой кочевали мы по фойе, переходам и лестницам гостиничного комплекса «Догомыс», где проходили фотовыставки и обсуждения, а в киноконцертных залах и клубных помещениях – конференции, концерты, заседания, кинофильмы, ужины-фуршеты. Фестиваль проходил в течение четырех дней, с 24 по 27 сентября, и конечно, несмотря на плотную программу, каждый нашел время окунуться в волны Черного моря или поплавать в бассейне с морской водой.

Журналист – 2006: проблемы сообщества

На торжественном открытии в киноконцертном зале, говоря языком газетных штампов, негде было яблоку упасть. Несмотря на то, что молодых журналистов приехало мало (увы! для них нужна, наверное, определенная квота), собравшиеся реагировали и на выступления ораторов, и на выступления артистов очень эмоционально. Вероятно, экспрессивность – одна из характерных черт людей нашей профессии.

Одним из основных мероприятий фестиваля был конгресс журналистов по теме: «Современная журналистика: критерии профессионализма». Тон задал своим эмоциональным выступлением председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. Он поделился впечатлениями от поездки по Сибири.

-Я потрясен! Очень много предложений со стороны журналистов, много проектов прессы. Журналисты хотят изменять жизнь! Профессия у нас такая – не можем ограничиться писаниной.

Приятно было услышать ноты оптимизма на фоне стенаний последних лет о том, что журналистика умерла, все продано, лучшие кадры вымерли и оставшаяся часть погрузилась в трясину равнодушия. С другой стороны, если журналисты передвигаются в сферу социального проектирования, то это говорит и об ослаблении действенности основного инструмента – самих публицистических выступлений. Власти не обращают внимание на публикации, бизнес испытанными методами продавливает свои интересы, самых несговорчивых журналистов уничтожают физически. Пресса перестала быть четвертой властью, ее оттеснили с игрового поля.

Свою озабоченность высказывали те, кто в разные годы победил в номинации конкурса «Золотое перо России».

Николай Михайлов:

-Критерии журналистики? Не является ли тема конгресса надуманной, актуальна ли она? Вероятно, время предъявляет каждый раз новые требования. Действительно, что для журналиста сейчас важнее всего? Любопытно отметить, что когда о том, каким должен быть журналист, спросили не у журналистов, а у людей других профессий, на первом месте оказались вовсе не мастерство публицистов. Люди говорили о честности и порядочности. Вроде, в каждой профессии это необходимо. Почему же именно от журналистов требуют наличие этих качеств прежде всего? Это значит, многие подозревают, что журналисты этими качествами не обладают. И другая важная сторона работы. На мой взгляд, на первое место при подготовке публикаций надо ставить глубокое знание предмета. Например, в Швейцарии, где профессия журналиста имеет массовый характер, вообще нет факультетов журналистики. В газеты приглашают профессионалов, они «в теме». Приходит время специализации в журналистике.

Людмила Терехова:

-Первичная ячейка нашего сообщества – это редакция. Хорошо, если это команда со сложившимися критериями нравственности. Это очень важный ресурс, он должен быть включен. В такой редакции не размываются понятия, каждый знает, что такое хорошо и что такое плохо. Что нужно писать, чтобы тебе пожимали руку. Совершенно очевидно, что любой факт в материале должен быть проверен. При конфликте обе стороны должны быть представлены. Спущенный сверху компромат не может быть основой для материала. Существует такое понятие как профессиональная репутация, которая дороже денег. Формирование команды – особая работа. Не надо путать команду с группой тех, кто набегает, чтобы «распилить бюджет» нового проекта.

Олег Попцов:

-Последние пятнадцать лет – колоссальное испытание для российской журналистики. Похоже, что мы обрели свободу, которая раздавила нас. Впрочем, нет четкого понимания происходящего в обществе. Хаос демократии, управляемая демократия, суверенная демократия? В эпоху смятения в состоянии блуждания оказалась журналистика, утратила центр тяжести. Отношение власти к прессе менялось. На мой взгляд, независимо от этого отношения, у журналистов никогда не бывает своей власти, они всегда должны находиться в конструктивной оппозиции. Власть живет по законам власти, а не по законам управляемого ими народа. Сегодня в СМИ профессионалы (имеющие специальное образование) составляют всего 15 процентов: непрофессионализм определяет лицо современной журналистики. Гигантский массив корпорационной прессы, заказных материалов, которые и журналистикой-то не являются. Журналист обслуживает издания, которые для разглядывания, а не для чтения. Репутация журналиста вступает в противоречие с желанием быть хорошо обеспеченным человеком. Именно об этом была речь с известным тележурналистом, с которым мы встретились за границей. Что выбрать? Я ему рассказал, как разговаривал на улице со случайным человеком и тот вдруг поинтересовался:

-Сколько времени?

– А что?

– Да ведь в семь передача, которую ведет… Я ее никогда не пропускаю.

Вот и выбирай, что дороже. Однако власть изобретает свой механизм влияния на СМИ: кого-то замалчивают, острые передачи уходят в ночь. Несмотря на все трудности у журналистов нарастает стремление поднять с колен Россию. Большие надежды внушает Сибирь – вот наш национальный проект. Журналистика поднимает интеллект в атаку! Не стесняться критиковать власть, у них не останется другого выхода – только идти вместе с народом.

Леонид Шинкарев:

«Мы живем, под собою не чуя страны», – вот ключ к оценке профессионализма. Как музыкальный слух: он или есть, или его нет. Чувствуем ли мы свою страну? Отделы по связи с общественностью всех уровней взяли на себя цензорские функции: они пропускают только ту информацию, которую начальство желает видеть. В итоге формируется блок усредненной информации. Проводя собственное расследование, журналист может подготовить публикацию, которая станет явлением общественной жизни, что-то реально изменит к лучшему. Чем определяется здоровье сегодняшней журналистики? Сам добыл или взял чужое? Иногда под видом расследования выдается продукт работы каких-то структур. Использование чужой фактуры (например, из Интернета) приводит к деградации личности журналиста. Что характерно для журналистики последних лет? Обожание богатых и неприязнь к тем, кто не преуспел. А где весь остальной народ, чем и как живут они? Более 70 процентов населения страны вне поля зрения СМИ. Пора вспомнить о базовых понятиях, различать добро и зло, честность и бесчестие, пошлость – если она есть, талант уходит. Как узнать настоящего профессионала-журналиста? Если он написал неудачные строчки, у него уши горят. У непрофессионала нет стыда.

Ольга Карлова (вице-губернатор Красноярского края, в прошлом журналистка):

-Свобода слова, конструктивная критика необходимы, но губителен в СМИ принцип «сорвавшегося с цепи».Должен быть баланс, ответственность за продукт, который мы производим. Нет единого информационного пространства. В центральных СМИ есть мифы о регионах, некие персоны представляют город или край. Гламурно-респектабельная тема отодвигает на задний план реальные проблемы. Элита создается нами. Федеральная пресса – один день элиты России. А в регионах все «скукленно» вокруг городов. Кто будет писать о среднем классе, о реалиях жизни простого человека?.

Диагноз?

Всеми выступавшими признавалась необходимость искать настоящих героев, направленных на созидание. Как говориться, разбить стекло легче, чем его сделать и вставить. Возродить чувство ответственности за то, как ваше слово отзовется. Следить за тем, что произошло после публикации. По мнению Игоря Яковенко, генерального секретаря Союза журналистов России, в нашем цеху идет несколько базовых процессов. Для уяснения ситуации сделали обширный опрос, кто является лучшим журналистом России. Обобщенный ответ симптоматичен: главный профессионал Познер и … Малахов! Это уже диагноз.

Как выразился Яковенко, СТРАНА ПОТЕРЯЛА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ! Идет вытеснение журналистики из СМИ. Журналист уходит, приходит пиарщик. Тема эта масштабнее любого национального проекта. Если не будет в стране единого понимания добра и зла, нравственных ценностей, ничего не получится и с национальными проектами. Необходимо вернуть журналистику в страну, вернуть общественное сознание. Выстроить при помощи СМИ утерянную согражданами систему координат.

Будем жить!

Не смотря на резкость многих заявлений и глубину затронутых проблем, общее впечатление от фестиваля СМИ – воодушевление. И в выступлениях ораторов, и в великолепных выступлениях артистов с воодушевлением и любовью звучало имя нашей страны: Россия! Пробуждается и готова воевать за интересы россиян самая мобильная и «пробивная» часть интеллигенции, журналисты.

Предстоит совместными усилиями, привлекая думающую часть аудитории, проанализировать, отчего перестройка нанесла такой сокрушительный удар общественному сознанию страны. Возможно, дело не только в том, что коммунистическая идея оказалась несостоятельна и все идеалы советского человека поставлены под сомнение. Просто-напросто прихлынувший с Запада поток – идеология поклонения материальным благам – не смог естественно впитаться в почву нашей огромной страны. «Наша русская традиция представляет собой своеобразную альтернативу потребительскому обществу Запада, в значительной степени ставшему потребительским в силу своих протестантских корней» ( Татьяна Горичева, «Святые животные»). Наши души сопротивляются обожествлению «золотого тельца», однако удачливые его поклонники сумели так обобрать народ, что в богатейшей стране многие ее граждане остались без средств к существованию. Как бы ни «загнивали» те, кто пытается продвинуть выгодные богатеям жизненные установки в народ, несмотря на все трудности, нравственное сознание народа сумеет очиститься и перелопатит, преодолеет все чуждое. Не последняя роль в этой работе отведена прессе. Надеемся, близко время, когда мы вновь будем гордиться своей профессией, а Россия вновь станет самой читающей страной в мире.