Если на клетке со слоном увидишь надпись «буйвол», не верь глазам своим
Козьма Прутков
Глубокомысленное изречение Козьмы оставляет собеседника в этаком легком недоумении. «Не верь глазам своим»! Но в чем же именно обманывает нас орган зрения: то ли в клетке на самом деле буйвол, а не слон; то ли на табличке вопреки видимой картине написано «слон», а не «буйвол»? Знатоки словесности скажут, что в этой незавершенности мысли, собственно, и содержится вся прелесть афоризма. Заметьте: самая простая и естественная версия о том, что на клетку (случайно или преднамеренно) навесили не ту табличку, – даже не рассматривается. Не верь глазам, и все тут!
У некоторых жителей Нового Города, а именно – домов №№ 11 и 5 по проспекту Ленинского Комсомола и №9 по проспекту Академика Филатова, создалось впечатление, что именно к этому, – отречься от очевидного, – их уже дважды призвал наш областной арбитражный суд.
Подавляющее большинство обитателей домов проживает здесь с момента их заселения, то есть с 1989 года. Участок земли, о котором пойдет речь, расположен в сотне метров от одного из них. Этот пустырь местным жителям тоже хорошо известен с тех же самых перестроечных времен. Да и не только им. Многие заволжцы хоть раз, да побывали здесь: через ничейный «пятачок» за годы была протоптана тропинка к районному роддому и детской больнице. Кусок пустыря оставался таковым до апреля 2006 года, когда был обнесен забором, и на нем началось строительство автозаправочной станции. Дальнейшее ульяновцам хорошо известно. Акции протеста, сбор подписей, перекрытие дорог, приезд мэра и губернатора, прокурорский иск к мэрии, давшей разрешение на строительство. Причина недовольства жителей и реакция прокуратуры выглядели вполне обоснованно. Градостроительный кодекс 2004 года и документы, принятые в том же году Ульяновской Гордумой запретили строительство АЗС в черте города в зоне рекреации. Рядом расположена канализационно-насосная станция (вспомните недавний взрыв на КНС в Москве). Жителям еще памятен разлив нечистот в 2001 году, когда передвигаться по окрестностям приходилось на лодках: это самое низкое место в Новом Городе, а значит здесь же будут скапливаться и выхлопные газы большегрузных автомобилей, которые станут проезжать на заправку по дороге, предназначенной сегодня только для легковых машин. Буквально в трехстах метрах от этого места уже есть АЗС. Существует автозаправка и в другом конце проспекта Ленинского Комсомола. Куда еще?
Итак, первое сооружение на площадке (а именно – огораживающий ее строительный забор) согласно многочисленным свидетельствам граждан появилось здесь в апреле 2006 года. Это важно. Это, ежели продолжить аллегорию – та самая клетка со слоном. А где же табличка с надписью «буйвол»? Терпение. Будет и табличка.
Ответчик на арбитражном суде (то есть мэрия) представил документ – договор купли продажи, согласно которому фирма-застройщик ООО «РОСТА» приобрела в аренду у города в марте 2005 года под АЗС вовсе не пустой участок, а… незавершенное строительство, которое досталось нынешним арендаторам от предпринимателя Ш. А поскольку начинал строительство прежний хозяин более, чем за год до того, к нынешнему владельцу участка по закону никаких претензий нету. Он может продолжать строительство, начатое другим. Ведь тот, прежний предприниматель Ш., раз уж начал строительство, стало быть уже имел все разрешительные документы, включая заключение экологической экспертизы, утвержденный во всех инстанциях план строительства и даже – согласие жителей (еще от 2000 года!). Правда, подписи собирались тогда почему-то с людей, живущих не рядом, а в домах, находящихся в километре от места и даже на Верхней Террасе(!). Но – проскочило. Поезд ушел и суп остыл.
«Помилуйте, – пыталась возражать общественность, – да там же ничего не было в 2005 году! Ни забора, ни котлована! Сплошной бурьян. И люди через эту территорию спокойно ходили. Стройка началась в апреле 2006-го!» Но на судью Юрия Каданцева гораздо большее впечатление произвели бумаги – акт купли-продажи, паспорт БТИ. По этим документам выходило, что в марте 2005 года ООО «РОСТА» получила в свое распоряжение не пустырь, а незавершенную АЗС. И судом было принято соответствующее решение: в иске отказать, строительству АЗС не препятствовать. Козьма Прутков.
Отступать новогородцы не собирались, да и прокуратуру такое поражение никак не устраивало. Тем более, что аналогичная ситуация на Верхней Террасе (там население тоже протестовало против строительства АЗС) завершилась победой жителей. Последовала апелляция. Тем временем жители домов по Филатова и Ленкома искали доказательств своей правоты. И, казалось бы, нашли их.
Год назад, летом 2005-го гости на дне рождения устроили фотосессию на балконе. А с балкона тот пятачок – как на ладони. Вот они, фотокарточки, и дата на них отпечатана: 7.17.05, то есть 17 июля 2005 года. До чего фототехника дошла! На одном снимке хорошо видна правая половинка участка, на другом – левая. Как видите – нет ни забора, ни котлована, ни даже маленькой траншеи или кола вбитого. Справа – территория канализационной станции, на заднем плане – больничные корпуса. Место не перепутаешь. И, главное – негатив имеется, а значит фото – не подделка. Пятачок – пустой, и никакой незавершенки! Следовательно, строительство начинал не прежний, а новый обладатель участка! С него – и спрос. И с мэрии, которая, не изучив мнения населения на сей предмет, разрешила строительство (а не «продолжение строительства» или что-нибудь в этом роде) в 2006 году постановлением от 20 января 2006 года «О разрешении ООО «РОСТА» строительства АЗС с комплексом сервисных услуг по проспекту Академика Филатова, 22, в Заволжском районе». Но суд (уже апелляционной инстанции) придал большее значение доводам не истца, а ответчика: фото с дня рождения охватывают не всю территорию будущей стройки. Узкая полоска в самой середине участка оказалась за кадром. Вот здесь-то вся АЗС, по логике ответчика, в то время и находилась! Как раз между двумя фотокарточками. «Но ведь вы видите: нет даже забора – какая стройка? Да вы спросите у всех-всех-всех!» – возмущалась общественность, но услышана не была. Ничего не смогла доказать и зампрокурора Ирина Саликова, выступающая на суде от имени областной прокуратуры – органа, взявшего на себя миссию защиты интересов населения.
Последнее заседание арбитражного суда проходило без публики. И здесь стоит поставить под сомнение адекватность не только зрительного восприятия человеческого организма, но и слухового. «Может быть мы действительно неправильно расслышали объявленное время следующего заседания, – смиренно замечает Екатерина Пугачева, возглавляющая инициативную группу жителей, – но именно это время, как нам показалось, назвал судья: «пятнадцать – тридцать». То есть полчетвертого вечера. Мы переспросили друг друга и, казалось бы, убедились в том, что итоговое заседание состоится второго октября в пятнадцать-тридцать. Все пятнадцать человек услышали это одинаково. Когда мы пришли к этому времени, суд уже прошел без нас. А начался он в тринадцать-тридцать. В полвторого». А? «Не верь ушам своим»? И снова – решение в пользу застройщика. Почему получилось именно так – остается загадкой: жителей трех домов на суде не было, и все было решено в их отсутствие.
Возмущенные решением судов как первой, так и второй инстанции жители постоянно выходили на пикеты, перекрывали трассу. Во время одного из таких актов протеста 30 августа случился прямой радиоэфир с главным архитектором города Татьяной Тарасовой. Свидетели акции прямо по телефону попросили ее разъяснить ситуацию. Последовал ответ в том смысле, что дорогу на самом деле никто не перекрывает, и нечего, мол, пользоваться непроверенными слухами, а с жителями домов давно уже найдено взаимопонимание, они уже – «за» строительство. И вновь вспоминается виртуальный автор знаменитого изречения…
С тех пор, как прошли суды, протестующие жители Нового Города ощущают себя в полной информационной блокаде. Если раньше сюжет о страстях вокруг АЗС не сходил с экранов, то последние акты протеста были обойдены вниманием СМИ… Кажется, это стремительно входит в моду – не видеть очевидного.
Возрадуйся, Козьма! Зерна твоего глубокомыслия пали на благодатную почву!