На прошлой неделе в мэрии Ульяновска, на комиссии по урегулированию рынка автотранспортных услуг обсуждался вопрос о ценах на маршрутки и упорядочиванию их движения. Собравшиеся чиновники определили верхние границы тарифов на проезд, поговорили о том, что ездить не по правилам нехорошо и… все, вопрос о пассажирском транспорте города исчерпался. Как будто никогда в Ульяновске не существовало государственных пассажирских автотранспортных предприятий (ПАТП).

Нет, ПАТП совсем не исчезли. Кое-что осталось. Но это кое-что и ездит… кое-как. С 1995 по 2005 года из 1281 автобуса в области осталось всего 539 машин, и то, 70 процентов из них давно пережили свой срок и требуют уже даже не капитального ремонта, а списания в металлолом. Эксплуатация заведомо аварийных автобусов – это прямая угроза пассажирам. Только в прошлом году по вине водителей автобусов было совершено 41 дорожное происшествие, в которых пострадали 62 человека и 1 погиб.

Сегодня на дорогах Ульяновска и области ездят…, нет, не ездят, носятся, в основном, автобусы малой вместимости, – «Газельки». Все они в частном владении фирм и фирмешек. Работает этот «малогабаритный» пассажирский транспорт по собственным правилам и законам, так как в нашей области до сих пор нет четких правил пользования маршрутными такси, вызывает сильные нарекания и порядок допуска перевозчиков к работе на автобусах. Не редки случаи, когда за рулем таких вот «Газелей» сидят люди, вообще, не имеющие прав (это, в основном, происходит на межрайонных перевозках).

Могут ли наши власти как-то повлиять на сегодняшнюю пассажирскую вакханалию? Конечно, могут. Но властью своей почему-то не пользуются. Вот, общими усилиями они установили потолок цен на проезд в маршрутках: по направлению «Центр – Заволжье» – 10-15 рублей, по правобережью – 6-8 рублей и по левобережью – также 6-8 рублей. Но эта установка не приказ и не распоряжение, а, скорее, рекомендация. Значит, ничего не стоит «маршрутчикам» в часы пик все так же накручивать цены на 2-3 порядка выше.

Лучший способ, чтобы сдержать цены на проезд, это реанимация ПАТП или введение альтернативных, муниципальных пассажироперевозок, с фиксированными ценами за проезд. Как показывает практика, даже в благополучных странах пассажирский транспорт общего пользования является дотационным, а субсидии на пользование этим транспортом служат важной составной частью социальной политики органов власти. То есть, проще говоря, решение проблемы качественной перевозки пассажиров находится в руках нашей мэрии и Правительства области.

Наверняка, чиновники скажут, что у них нет денег на организацию общественного транспорта. Как известно, у наших властей всегда не хватает денег. Но надо отдать властям должное, они все-таки ищут какой-то выход из создавшейся ситуации. Сейчас в разработке находится документ под названием «Концепция реформирования пассажирского транспорта общего пользования Ульяновской области в 2007-2012 гг.». Первую его версию депутаты Законодательного собрания не приняли, документ отправлен на доработку, но основные положения выхода из кризиса, изложенные в нем, ясны.

Планируется, что оставшиеся ПАТП будут объединены в одно или несколько более крупных предприятий, проведено их акционирование, а для того, чтобы при акционировании отрасль не «отбилась» от госконтроля, будет создана единая управляющая компания, находящаяся в областной собственности. Акционирование даст возможность привлечения внебюджетных средств. На эти средства можно обновить весь автопарк, внедрить современные технологии, привлечь к работе новых специалистов. Есть в концепции упоминания и об использовании… спутниковой навигации, для лучшей организации диспетчерской службы и информатизации отрасли.

Все это, конечно, хорошо. Но пока все это лишь теория, которая, сегодня по-модному называется, концепцией. Сойдут ли с листов данного документа на наши улицы реальные комфортабельные автобусы, вопрос не этого и, возможно, даже не следующего года. Пассажирским «балом» продолжают править «маршрутки», с которыми у власти сейчас нет весомых способов борьбы. Остается только с грустью вспоминать пункт Конституции России, гарантирующий нам право на передвижение с приемлемым качеством услуг и по приемлемым ценам.