По решению независимого экспертного совета «Супербрэнд» «Почте России» присвоен статус «Супербрэнда» российского корпоративного рынка 2006 года. Данный статус присваивается на основе объективных результатов исследований отечественного рынка, проводимых партнерами программы «Superbrands» в России компаниями «КОМКОН», «ACNielsen», «РБК» и др.

И наш сегодняшний гость ( директор УФПС Ульяновской области ( филиала ФГУП «Почта России» Константин Александрович Долинин (на снимке).

– Константин Александрович, каждый из нас ходит на почту. И каждый видит, что почта сейчас совсем не та, что была в советское время. Она даже не та, что была десять лет назад. Почта меняется, это видно невооруженным глазом. Какая сверхзадача сейчас стоит перед почтой?

– Главная задача, чтобы почта могла обеспечивать высокое качество услуг для своих клиентов. Это, в первую очередь, касается сроков прохождения почтовых отправлений. У всех на слуху – потери, задержки, порча почты. Все это будет со временем уходить в прошлое. В Европе приоритетная почта и почта первого класса работают по формуле «день приема плюс один». 80% корреспонденции доставляется на следующий день вне зависимости от национальных границ.

Это позволяет привлечь бизнес, ведь подавляющая часть почтовых оборотов это рассылка счетов, рекламных материалов, акции по дистрибуции товаров. В результате почта предоставляет услуги такого же высокого уровня и населению. Хочется сказать гражданам: «Будьте готовы принять услуги такого высокого качества в ближайшее время».

– Все-таки вы, кроме всего прочего, хранители и государственных, и человеческих тайн. Через ваши руки проходят судьбы отдельных людей и городов, областей государства. Что же делается в плане усиления контроля за работой ваших подразделений и как следствие – повышения качества услуг?

– Один из составляющих компонентов – внедрение системы менеджмента качества. Ульяновский филиал в числе первых ведущих подразделений «Почты России» включился в реализацию этого проекта.

Итогом станет сертификация УФПС на соответствие международному стандарту качества. Это своеобразный «аттестат зрелости» любой корпорации, который признается в 38 странах мира. Проще говоря, мы контролируем сами себя и быстро реагируем на жалобы населения, чтобы пресекать все возможные ошибки в дальнейшем.

– Какой будет почта в ближайшем будущем?

– У российской почты на самом деле очень внушительные перспективы. Это не только мое мнение, так считают и эксперты Всемирного почтового союза.

Они утверждают, что в ближайшие несколько лет нас ждет почтовый бум, в отличие от развитых стран, где этот рынок уже насыщен.

Происходит активное реформирование российской почты. До этого она была частью системы связи, которая обеспечивала государство. В единую систему, как вы помните, входили электросвязь, почта и все коммуникации. С появлением новых видов электросвязи, сотовой связи, оптоволокна, интернета стало ясно, что в рамках государства их быстрое развитие невозможно. Сейчас все занимаются своей узкой отраслью. Мы – почта крупнейший игрок на рынке логистики, обслуживающий в первую очередь бизнес. Раз так, почта сама должна быть бизнесом.

– Получается, что главная цель реформирования – сделать почту бизнесом, приносящим прибыль владельцам?

– В том числе. Ведь, чем состоятельнее и эффективнее структура, тем больше у потребителя оснований ждать от нее хорошей работы. А доход, который получаем мы, идет в первую очередь на реформирование, улучшение оборудования, ускорение доставки, ремонт почтовых отделений. То есть доходы почты в первую очередь идут на пользу нашим клиентам. Но при этом надо помнить, что почта берет на себя ряд важных социальных функций. В последние годы на фоне постепенного исчезновения в селах проводного радио, телефонов и отделений Сбербанка почта остается единственным связующим звеном и окном в мир. У нас уже действует федеральная программа «Электронная Россия». Суть ее – в открытии в сети почтовых отделений пунктов коллективного доступа в интернет. То есть любой житель, даже глубинки, сможет свободно выходить на сайты правительственных структур, посылать запросы, запрашивать информацию, получать образование… Это просто шанс для тех людей или тех населенных пунктов, которые обделены вниманием. Это не коммерческий, а чисто социальный проект, поэтому и расценки будут более чем доступными.

– А как обстоит дело с конкуренцией?

– Наш рынок полностью открыт, несмотря на то, что многие пытаются называть «Почту России» монополистом. Это не так. Сейчас уже выдано более 100 лицензий почтовым операторам. При этом более 47 процентов операторов зарегистрировано в Москве, 29-30 процентов – в СанктПетербурге, а все остальные – в девяти крупнейших городах России. Все! Ни один из этих операторов не возьмет у вас письмо в Ульяновске и не повезет его куда-нибудь на Сахалин.

Им это невыгодно. И это конкуренция? Эти операторы не содержат сети, не обеспечивают услугу по всей стране, они снимают «сливки» и лишают почту большого дохода за счет «легких» денег. В большинстве же европейских государств существует «защищенный сегмент». Письменной корреспонденцией весом до 200-350 граммов может заниматься только национальный почтовый оператор. Но государство ставит перед ним условие: ты должен содержать почтовые отделения, обеспечивать качество и доставлять почту по всей стране.

К примеру, в Финляндии для получения лицензии на оказание почтовых услуг нужно предоставить специальное подтверждение, что ты имеешь сеть на территории всей страны. У нас такого нет.

– «Почта России» сегодня развивает новые, современные и востребованные услуги. Расскажите о них подробнее.

– Действительно, сегодня почта предоставляет своим клиентам самый широкий спектр услуг, среди которых традиционные почтовые отправления, ускоренные «отправления 1 класса», экспресс-почта «EMS Почта России», доставка периодических изданий, электронные денежные переводы, интернетуслуги, оплата коммунальных услуг, выплата пенсий и пособий и многое другое.

Благодаря проекту «КиберДеньги» сегодня «Почта России» занимает доминирующую позицию на российском рынке денежных переводов. Активное внедрение электронных переводов наряду с высоким качеством оказания услуг позволяет сохранить занимаемую долю рынка денежных переводов. При этом мы постоянно развиваемся. В начале 2006 г. стартовала новая услуга экспресс-доставки внутри области – «Регион-курьер», объем которой увеличивается каждый месяц более чем на 80%.

– Спасибо за содержательное интервью и от всей души поздравляем Вас с избранием членом Общественной палаты Ульяновской области это признание заслуг перед гражданами региона, признание высочайшей компетенции как специалиста и потрясающей активности как общественного деятеля.

– Спасибо. Я уверен, что смогу принести много пользы государству и родному городу. А «Почта России» станет в ближайшее время еще более успешной, красивой и надежной.

Ведь мы непрерывно движемся вперед.

Игорь АНДРЕЕВ.