Узнав о помощи, которую власть им окажет, ульяновские авторы едва не разрыдались.

От разочарования.

План содействия изданию книг ульяновских писателей рекламировался с большой помпой. Было обещано, что на это святое для области дело из бюджета выделят полтора миллиона рублей. В целях справедливого распределения дотаций был создан Совет по книгоиздательству, в который вошли краеведы, издатели, журналисты и писатели. И мало кто мог себе представить, чем обернется это благое начинание.

А обернулось оно вот чем. На объявленный конкурс поступило больше ста заявок, и Совету по книгоиздательству, понимавшему, что на всех денег не хватит, пришлось попотеть, чтобы определить книгипобедители. Всего, по информации Совета, их набралось 11 штук. Над частью из вошедших в финальный список изданий авторы к этому времени уже много работали, шла верстка, как, например, книги Вячеслава Сукайло о симбирском поэте XIX века Дмитрии Ознобишине. Ждали конкурса среди типографий, его победителю должна была выпасть честь печатания книг. Но ни в мае, ни в июне, ни в июле, ни в августе конкурс объявлен не был, рассказал «СК» один из собеседников. Потом Совет по книгоиздательству вдруг узнает, что конкурс уже прошел и победила в нем самарская типография, которая и получит выделенные ульяновским облбюджетом деньги.

То, что деньги уходят в последнее время в Самару, уже никого не удивляет, говорит собеседник, но тут докатились, на его взгляд, до крохоборства. Полтора миллиона рублей – не настолько большая сумма, чтобы гнать ее в Самару.

Нашлась бы и в Ульяновске типография на этот заказ. И к нашим писателям она не отнеслась бы так варварски. В техзадании на выполнение работ самарской типографией, как выяснилось, нет условия по подготовке оригинал-макетов книг, а это – до трети их себестоимости.

Нет упоминания о цветных иллюстрациях, о качестве бумаги и прочих «мелочах», способных в один миг превратить издание в макулатуру.

То есть счастливый победитель конкурса из Самары не только получил ульяновские деньги, но еще и карт-бланш на выпуск заявленных книг с минимальной тратой средств.

Это фактически ставит крест на всем проекте. Скажем, сборник стихов поэта Николая Благова готовился в варианте с цветными иллюстрациями. Цветные же альбомы планировали выпустить Историко-культурный центр и музей Ивана Гончарова. Максимум, на что могут они теперь рассчитывать, это серенькие брошюры, а вдове Николая Благова не светит даже такой вариант, поскольку денег на верстку оригинал-макета книги покойного мужа ей не найти. Издание книг и не было, вероятно, целью затеи с этой помощью писателям, главным было – перебросить ребятам в Самаре полтора миллиона. Эту нехитрую мысль поняли наконец и сами ульяновские писатели…

Сергей ПОЛЕНОВ.