Вот уже полтора месяца сотни тысяч детей Ульяновской области ходят в школу. Лишены этого лишь ребятишки из села Суровка Тереньгульского района, которые, согласно «мудрому» решению тереньгульских властей, могут посещать эту самую школу всего… два раза в неделю.

ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА

Дело в том, что суровские ребятишки посещают среднюю школу в расположенной в 15 километрах Скугареевке. Возит их туда так называемый школьный автобус, на деле являющийся полусгнившим «уазиком-санитаркой».

«15 километров туда, 15 километров обратно», – рассудили чиновники из тереньгульского отдела образования и выделили на суровский школьный автобус 400 рублей в неделю. Однако их светлые головы, видно, совсем забыли закон, регламентирующий школьные перевозки, согласно которому школьный автобус должен «ночевать» на территории школы. Плюс к этому перед работой и после нее водитель обязан пройти освидетельствование у фельдшера. То есть, получается, что за день автобусу нужно совершить не два, а четыре рейса до Суровки и обратно. И плюс к этому два раза съездить в медпункт и обратно, а это еще 12 километров.

Сколько получается в итоге? Не 30, а… 72 километра в день! Выделяемых же 400 рублей хватает всего на два дня! Вот такая арифметика…

ЧИНОВНИКИ ЭКОНОМЯТ НА ДЕТЯХ

Рассказывает бывший водитель школьного автобуса Владимир Соболев, уволившийся с этой должности около года назад:

– Я из-за чего уволился-то – скандал у нас вышел. Когда на моей «санитарке» полетел передний кардан, я еще худо-бедно ездил на одном. Но когда и задний сломался, тут уж пришлось покупать. Ну, я и купил сразу два – передний и задний. Ведь с одним мостом можно ездить только летом, а зимой дороги хуже – нужны оба. Да и купил-то по дешевке – отдал всего 300 рублей. Так, знаете, меня за это в районной администрации в растрате обвинили! Последней каплей стал сломанный замок на дверце в пассажирский салон. Пришел в администрацию за деньгами, а мне и говорят: вы, мол, проволочкой снаружи завяжите и все. Ну, я и психанул: какая на хрен проволочка?/ Вот так пожар или авария какая случись – дети выйти не смогут, погибнут. Кто же на таком экономит-то, а?!

В мае этого года «санитарка», перевозящая суровских детей, проходила техосмотр, который определил, что ей нужна срочная смена резины. Была оформлена соответствующая заявка в тереньгульский отдел образования. Директор Скугареевской средней школы Михаил Стеныиин рассказывает, что «выбивал» деньги весь май, июнь, июль и август. И только 7 сентября, через неделю после начала учебного года, деньги на новую резину были выделены. Пока их привезли, пока произвели замену… Дети пошли в школу только к концу третьей учебной недели!

С окончанием учебного года заканчивается и доставка суровских ребятишек в школу. А что старшеклассникам предстоит сдавать экзамены, перед экзаменами – посещать консультации, да и на выпускной бал неплохо бы съездить – об этом тереньгульские чиновники, видимо, предпочитают не думать.

– Мы в прошлом году на своей машине дочку на экзамены возили, и на выпускной, и на консультации всякие, – возмущается мама выпускницы Галина Майорова. – На выпускное сочинение дочь опоздала на сорок минут из-за того, что я не смогла раньше отпроситься с работы. Представьте, какой стресс для ребенка?.. Да с таким образованием наши дети вообще лишены шансов на поступление в вуз! У меня дочка из-за пропусков многие предметы не понимала – так плакала, переживала… Нам говорили, чтобы мы переезжали в Скугареевку. А где там жить, под забором школы, что ли?…

Право же, после таких слов просто смешно слышать, как высокие чиновники говорят о реализации в нашей области национального проекта «Образование».

БЕЗ НАДЕЖДЫ

Еще в начале 90-х Суровка была процветающим селом: работал огромный свинокомплекс, жители были обеспечены работой, строилось и выделялось жилье. А сейчас… Село фактически обречено на смерть. Люди уезжают, бросая добротные кирпичные дома. На три жилых дома приходится два брошенных. Работы нет. Большая часть населения – женщины и пенсионеры. «Скорая помощь» из Солдатской Ташлы, за которой закреплено село, в Суровку не приезжает. Один вызов «скорой» из Тереньги стоит около трехсот рублей. Два человека уже погибли из-за неоказания медицинской помощи.

– Да что врачи, к нам и медсестра-то приезжает раз в три месяца! – рассказывает жительница села Татьяна Краюшкина. – Я, когда беременная была, с пузом пятнадцать километров до трассы пешком топала в феврале, а там уже на попутке до Тереньги… А если сейчас что с ребенком случится?.. Живем – как в военное время. Хлеба и того нет, три раза в неделю привозят, очередь в семь утра занимаем, чтобы хватило. Пожарные машины в Суровку также не приезжают. От внешнего мира село отделяют рвы, предназначенные защищать его от лесного пожара. Дорога, ведущая в село, была заасфальтирована, наверное, больше двадцати лет назад – 15 километров наша редакционная машина преодолела более чем за полчаса.

Единственное светлое, что осталось в селе – это его дети. Если и у них отнять веру в будущее, отнять надежду на образование, на приобретение достойной работы, то смысла в их жизни не останется вовсе. Подумайте над этим, господа тереньгульские чиновники!

Лера КАЗАКОВА