То ли современная молодежь обчиталась в детстве фантастикой и перепугалась пророчеств о ядерной войне, то ли ей просто стало скучно в красивых и безопасных городах – сказать точно никто не сможет. Вот только все больше представителей молодого поколения во всем мире, в том числе и в России, ищут и находят постапокалипсис места, где по-настоящему можно представить, что мир уже уничтожили атомные бомбы, а все, что от него осталось – полуразрушенные здания, похожие на скелеты. Есть такие места и в Ульяновске – о них журналисту «СК» рассказали молодые люди, которые постоянно совершают путешествия в возможное, но, хочется надеяться, нереальное будущее.
Будущее – из советского прошлого
Увлечение постапокалипсисом («пост» – после, «апокалипсис» – Судный день по религиозным канонам, конец света в обиходе) существует в мире уже больше десятка лет. В основном оно привлекает молодых людей. Такие любители конца света находят и исследуют брошенные стройки, полуразрушенные здания и промышленные объекты. Ставят при этом перед собой не только исследовательские цели – узнать, что, где и в каком состоянии, – но и пытаются найти особую атмосферу. Так, чтобы казалось, что какой-нибудь заурядный недостроенный завод на окраине города – единственное оставшееся на планете здание, уцелевшее после сверхмощного взрыва или еще какого-нибудь возможного варианта уничтожения мира.
Возникло это увлечение на Западе, но очень быстро перебралось в страны бывшего СССР. Что и неудивительно – почва-то у нас для этого намного более подходящая, чем в благополучных Европах да Америках.
После развала Союза развалилась и наша промышленность. И бесхозных заводских цехов, постепенно приходящих в упадок, полно в любом российском регионе. В том числе и в Поволжье. Некоторые из них уже посетили наши собеседники – трое молодых людей, в будни трудящиеся на серьезной офисной работе, а в выходные ищущие апокалипсис в Ульяновске.
И не только в родном городе. К примеру, самым апокалиптичным местом из посещенных они единодушно назвали Камские Поляны в Татарстане. Это городское поселение неподалеку от Нижнекамска. Там в 80-х годах собирались строить Татарскую атомную электростанцию. Уже и стройку начали, а потом бросили.
А к запуску АЭС планировали и население Камских Полян в несколько раз увеличить – начали строить новые девятиэтажки и тоже не закончили. Люди теперь в некоторых недостроенных домах живут. Но большинство зданий пустуют – всего несколько десятков тысяч квадратных метров. Правительство Татарстана пытается вместо АЭС открыть в Камских Полянах несколько казино и сделать поселение туристической экозоной. Но пока Поляны ни на ЛасВегас, ни на райский уголок для туристов не похожи. А похожи на трущобы из фантастики про конец света, что нашим героям и нужно.
Скелет в центре города
В Ульяновске же о многих постапокалиптичных сооружениях знает весь город. Находятся-то они на виду.
К примеру, почти в центре расположен «скелет». Это многоэтажное недостроенное здание Центра микроэлектроники на проспекте Нариманова. Его железные конструкции и издали выглядят пугающе, не то что вблизи.
– Там на самом деле страшно, рассказывает один из сталкеров. Фундамент уложен на несколько метров в глубину – хотели делать подвал.
А теперь его залило грунтовыми водами. И чтобы ходить по плитам на первом этаже, приходится через щели, под которыми вода, перепрыгивать. А некоторые еще умудряются по узким металлическим балкам передвигаться.
И конструкция «скелета» изнутри выглядит уже ненадежной – многие балки погнуты, другие шатаются.
Зато, говорят, когда идет дождь, там очень романтично. Капли падают с большой высоты, ударяются о металл, и получается музыка.
Неподалеку от «скелета» есть еще один недострой – корпус технического университета. Его, правда, в этом году начали доделывать. Но сталкеры еще летом успели там побывать.
Говорят, очень хороший вид открывается с крыши. Жалеют, что строительство возобновили. А то могли бы летом наверху загорать.
Взрывчатка в Лаишевке
На окраинах Ульяновска тоже можно обнаружить много интересного. К примеру, аэропорт у Баратаевки наши исследователи тоже относят к своим объектам, хотя он вообщето считается действующим.
Они туда отправились как-то летом. Шли со стороны прилегающих к территории аэропорта дач. Думали, придется через забор перелезать и от охраны бегать. А оказалось, забора нет и охраны не видно. А большинство административных зданий в их любимом состоянии – полузаброшенном.
– Мы погуляли по взлетке, посмотрели и пощупали самолеты, хвалятся сталкеры. – Первое время все оглядывались, не идут ли охранники. Даже придумали легенду, что шли с дач на дорогу, заблудились, а потом уже из любопытства пошли к самолетам. Но зря боялись.
С работником аэропорта они встретились только на выходе. Пошли от взлетной полосы к трассе на Баратаевку, а с той стороны аэропорт огорожен несколькими рядами колючей проволоки. Пришлось идти к домику у забора и просить их выпустить через калитку. Мужчина, которого они нашли в огороде у домика, удивленно спросил: «Вы как тут оказались?». – «С той стороны пришли».
Больше вопросов он им не задавал без проблем выпустил на дорогу.
В другой раз пошли гулять у Лаишевки, что на север от Ульяновска.
Там, во-первых, есть недействующая железнодорожная ветка и обветшалый мост через Свиягу. А во-вторых, там обнаружились интересные брошенные колхозные здания. Точнее, они оказались вовсе не брошенными.
В одном из них были сложены подозрительные запасы – химические реактивы, из которых при желании можно сделать взрывчатку, и банки с аккуратно битым стеклом. То ли ктото теракт готовил, то ли браконьеры собирались самодельными бомбами глушить рыбу. Через пару месяцев, когда наши собеседники туда наведались, в сараях уже ничего такого не было.
Спутники апокалипсиса бомжи
Еще одно идеальное место для путешествий в конец света – промзоны. Например, промзона за новым городом – одна из самых больших по площади и самых заброшенных. Там есть и недействующие цеха, и недостроенные здания с подвалами. Наши исследователи бывали в ней несколько раз и до сих пор все объекты не облазили.
Особенно хорошо на промзонах, считают они, то, что людей почти нет – от города далеко. Если кто и встречается, то только охотники за брошенными стройматериалами и бомжи. С бомжами, кстати, наши герои встречались практически на всех исследованных объектах – они, видимо, живут так, как будто конец света уже наступил.
Лидия ПЕХТЕРЕВА.