Государственная регистрация арестов и запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества на основании судебных актов отличается от регистрации прочих ограничений и обременений (аренды, ипотеки, доверительного управления) и имеет некоторые особенности.

Аресты регистрируются без заявления и без оплаты при получении Управлением Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области (далее – Управление) копий решений о наложении ареста, направленных наложившими арест органами в соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.07.97г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Разумеется, для регистрации ареста не требуется кадастровый (технический) план объекта.

После регистрации ареста (запрещения) Управление обязано в течение пяти рабочих дней уведомить правообладателя о регистрации ограничения его права.

Арест (запрещение сделок) не препятствует регистрации существующего права лица, которому объявлен запрет. В случае регистрации права на арестованное имущество, после поступления документа о наложении ареста, одновременно должен быть зарегистрирован и арест.

Если документ о наложении ареста или запрета поступит в Управление после принятия заявления о регистрации сделки (перехода права) и до внесения записи в Единый государственный реестр прав, регистрация приостанавливается до его снятия.

Если запись об аресте, запрещении сделок с недвижимым имуществом внесена в Единый государственный реестр прав до принятия заявления о регистрации сделки (перехода права), государственный регистратор должен запросить дополнительные сведения о сохранении в силе данных запретов. Регистрация перехода права на арестованное имущество может быть приостановлена не более чем на месяц с тем, чтобы заявитель представил дополнительные доказательства о наличии у него оснований для государственной регистрации, например, акт (решения, определения, постановления) о снятии ареста (запрещения). Если документ о снятии ареста, отмене запрета не будет предоставлен, в регистрации перехода права, сделок отказывается на основаниитого, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.

Как правило, на один и тот же объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав имеются две записи об аресте (запрещении): на основании определения суда о наложении ареста (запрещения) и на основании постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста (запрещения) на имущество должника. Для прекращения записей об аресте необходимо и определение суда о снятии ареста (запрещения), и постановление судебного пристава-исполнителя о снятии ареста (запрещения) с имущества должника. На практике возможны случаи, когда в адрес Управления приходит только один из вышеуказанных документов (либо определение суда, либо постановление судебного пристава-исполнителя), что делает невозможным снятие ареста (запрещения).

В случае поступления в Управление судебных актов о наложении (снятии) ареста (запрещения), в которых отсутствует информация, необходимая для внесения в Единый государственный реестр прав в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением правительства РФ от 18.02.1995г. №219, государственный регистратор вынужден направлять запрос в орган (должностному лицу), наложивший арест (запрещение), о невозможности исполнения данного решения и об уточнении информации, необходимой для внесения в Единый государственный реестр прав, в целях регистрации ареста (запрещения) в установленном порядке.

Исходя из сложившейся практики государственной регистрации арестов (запрещений), чаще всего запросы направляются по следующим судебным актам: • решения судов о наложении ареста (запрещения), в которых указан правообладатель-должник, но не указан объект недвижимости, на который наложен арест; • решения судов о наложении ареста (запрещения), в которых указываются лишь фамилия, имя, отчество (для физического лица), наименование (для юридического лица), без адреса (местоположения) или других данных, которые идентифицируют правообладателя, а в ЕГРП имеются записи о правах нескольких правообладателей с аналогичными данными; • решения судов о наложении ареста на имущество правообладателя-должника в пределах денежной суммы (объект недвижимости не указывается); • решения судов о наложении ареста (запрещения) в целом на объект недвижимого имущества и выявления в процессе проведения государственной регистрации ареста (запрещения), что указанному правообладателю принадлежит лишь доля в праве общей долевой собственности; • решения судов о наложении ареста (запрещения), при государственной регистрации которых выявляется несоответствие технических данных объекта данным, уже имеющимся в ЕГРП (например, неверно указан номер дома, квартиры или другого объекта недвижимости, на который наложен арест (запрещение); • решения судов о наложении ареста(запрещения) и выявления в процессе проведения государственной регистрации ареста (запрещения), что указанное лицо не является правообладателем арестованного имущества.

Федеральный закон от 29.12.2004г.

№196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дополнил статью 28 Закона о регистрации пунктом 4, в соответствии с которым копии вступивших в законную силу решений судов, которыми гражданин ограничен в дееспособности или признан недееспособным, подлежат в трехдневный срок обязательному направлению в орган по государственной регистрации.

В этом случае на объекты недвижимого имущества, принадлежащие гражданину, ограниченному в дееспособности или признанному недееспособным, вносятся записи об ограничении в дееспособности или о признании недееспособным.

В.ПАРФИРОВА, начальник отдела ведения ЕГРП и регистрации арестов Управления федеральной регистрационной службы по Ульяновской области.