Этой осенью в ближнем Засвияжье закрылся овощной магазин. Говорят, еще один, последний в городе, совсем крохотный, остался где”то на улице Горина.

Там все, как в старые времена: квашеная капуста, вареная свекла и, конечно, свежие овощи. Местные.

Еще каких-нибудь десять лет назад овощные магазины, торгующие продукцией местных сельхозпроизводителей, были в каждом районе. Теперь на их площадях развернулись супермаркеты. В том же ближнем Засвияжье на небольшом пятачке их четыре. Есть там, конечно, и овощи с фруктами, но…

Сразу за порогом любого из этих магазинов – мини-рынки. А там, на ящиках, за самодельными прилавками, – торговцы фруктами и овощами. Конечно, на мини-рынках есть перекупщики. Берут они свой товар на базе и перепродают с наценкой, но получается все равно гораздо дешевле, чем в супермаркетах. Но много там и таких, кто торгует зеленью, ягодами, фруктами и овощами со своего подсобного хозяйства. Все вместе это называется «несанкционированная торговля».

Круглый год стихийные рынки разгоняет милиция, наездами там появляются и представители санитарного контроля. Процесс этот бесконечный: после каждой «зачистки» торговцы буквально в считанные минуты стаскивают свой скарб, и тут же к ним подтягиваются покупатели… Летом это превращается и вовсе в беготню по кругу. Смысл?

Официально он в том, чтобы защитить население: покупать продукты «с земли» опасно для здоровья, внушают людям. Летом назидательные репортажи о мини-рынках в Засвияжье местные телеканалы прогнали раз пять. Хотя, что уж тут лукавить: всем понятно, что покупают люди «с земли» не по глупости и не от отсутствия вкуса к комфорту.

– На рынке капуста по четыре рубля, а в соседнем супермаркете по семь с лишним, – говорит «СК» одна из жительниц Засвияжья. – У меня больные ноги, слабое здоровье, поэтому на рынок ездить мне и сейчас тяжело, а зимой так я и носа туда не покажу.

Доступность Центрального рынка зимой – это отдельный разговор.

Если подъехать на машине, то, может, и ничего. Но пенсионеры идут к нему, как правило, со стороны трамвайной остановки. На стариков, ползущих по этой тропе жизни, смотреть больно. Другой такой ледяной горки в городе, наверное, больше нет проблема давняя и известная. Было бы логично, если бы новые хозяева главного рынка города на нее, наконец, обратили внимание.

«Но ведь и на Центральном рынке местной сельхозпродукцией торгуют «с земли» или с машин гденибудь на отшибе, – делится с нашей редакцией Владимир Павлов из Засвияжья. – Лучшие места отведены торговцам вещами и привозными фруктами. Для наведения порядка в реализации сельхозпродукции необходимо в каждом микрорайоне города отвести места для торговли, поставить прилавки и прикрепить к ним дворника…» Наш собеседник смотрит на проблему с прицелом на интерес крестьян и небогатых горожан. На его взгляд, под термин «несанкционированная торговля» нельзя подминать тех, кто производит сельхозпродукцию своим трудом.

Крестьянина с его товаром с улицы прогнать легко – ему некогда играть в прятки с милицией и бодаться с санитарной службой. Зато у перекупщика время есть, это его хлеб, поэтому с улицы он все равно не уйдет. Хоть десять нарядов милиции за день присылай.

Когда речь заходит о проблемах сельхозпроизводителей, власть обычно апеллирует к ежегодным сельскохозяйственным ярмаркам. Хотя всем в принципе понятно, что они проблемы не снимают. На нынешнейнеделе прессслужба мэрии сообщила, что появилась идея создать колхозный рынок в Железнодорожном районе. Приступить к этому проекту планируют в следующем году.

Пока же ничего конкретного.

Кстати, проблемой реализации плодоовощной продукции озаботились и в Москве. Столичные власти приняли программу по открытию 150 магазинов «Овощифрукты», сообщают информационные агентства. Эти магазины будут пользоваться льготами при оплате арендных и коммунальных платежей, что позволит снизить цены на продукцию. Если бы ульяновские власти думали о населении, нащупали бы и они, вероятно, дорогу к чему-нибудь похожему на московский вариант.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.