В развитых странах контроль государства и общественных организаций за производством товаров, особенно продуктов питания, крайне высок. К тому же и суды там традиционно стоят на стороне потребителей. В нашей стране механизмы потребительской защиты развиты еще недостаточно, но уже сегодня встречаются примеры, когда действия общественных организаций и самих граждан приводят к успешному отстаиванию прав покупателей.
Общественные организации по защите прав потребителей на Западе являются довольно грозной и влиятельной силой, с которой вынуждены считаться как мелкие фирмы, так и транснациональные корпорации. Прежде чем новый товар пойдет на прилавки, общественная организация обязательно проверяет его на качество и безопасность для здоровья людей.
В России пока иная ситуация. Нам далеко до других цивилизованных стран, где права потребителя надежно защищены законами. «Российский закон «О защите прав потребителей» – самый нарушаемый», – отмечают в некоммерческом партнерстве «Общественный контроль качества». – Несмотря на то, что у нас права потребителей законодательно тоже защищены, причем по самым высоким международным стандартам, на практике эти нормы нарушаются на каждом шагу».
По информации, которую озвучил гендиректор Национального Фонда защиты потребителей Александр Калинин, на потребительском рынке товаров и услуг сегодня нет ни одного сегмента, где бы не нарушались права покупателей. Особенно опасны нарушения в той сфере, которая касается производства пищевой промышленности, так как от продуктов питания напрямую зависит здоровье людей.
«Главное отличие нас от Запада состоит в том, что у них с проблемами сталкивается недобросовестный бизнесмен, а у нас добросовестный потребитель. Реализация даже существующих небольших прав сопряжена с безнадежными судебными разбирательствами, так что многие просто машут рукой», – с сожалением констатируют представители Союза Потребителей РФ.
По результатам социологических опросов, проводимых «Агентством по защите прав потребителей», интересы граждан нарушаются минимум два раза в год.
Однако спасение утопающих является делом самих утопающих, и, по данным Союза потребителей РФ, у россиян сегодня заметно прибавилось желания и решимости защитить свои нарушенные потребительские права.
«Считается, что наши граждане не очень любят судиться, оттого что не верят в справедливое решение в свою пользу, но к нам сегодня поступает примерно около 100 жалоб в день, в год – порядка 40 тысяч. При этом большинство дел мы выигрываем», рассказывает в одном из своих интервью руководитель Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей Михаил Аншаков.
Эксперты общественных объединений говорят, что именно гражданская инициатива может помочь хоть как-то разрешить данную проблему. Государственное регулирование потребительской защиты пока не является эффективным.
«При органах власти в регионах образованы соответствующие комитеты. Только жизнь показывает, что властные структуры защищают своих граждан не всегда. А вот действия независимой общественности порой оказываются эффективней», – отмечают в Общероссийском Союзе Общественных Объединений.
Движение в защиту прав потребителей зародилось на Западе в середине прошлого века, в нашей стране такие структуры появились в конце 90-х. Конечно, до западных аналогов им еще далеко, однако и в их деятельности уже есть успешные примеры.
Один из последних случаев определенной победы в сфере потребительской защиты произошел как раз в Ульяновске. Весной этого года «Гринпис» в России объявил о том, что АПК «Черкизовский», которому принадлежит и «Мясокомбинат «Ульяновский» (УМК), использует в производстве своей продукции генномодифицированные препараты. Ожидали, что мясоком бинат прокомментирует эту информацию, однако руководство предприятия упорно не шло на контакт.
Тогда горожане и экологи при поддержке общественной организации «Ассоциация защиты потребителей «Потребнадзор» организовали возле стен УМК акцию протеста, где требовали провести независимую экспертизу изделий комбината и размещать на упаковках полную информацию о продукции. После того как руководители УМК не отреагировали и на это, «Потребнадзор» начал готовить исковое заявление. В итоге под давлением общественности топ-менеджеры были вынуждены начать выступать с заверениями о том, что в их продукции сейчас нет генномодифицированных компонентов.
Кстати, последующие события показали, что, кроме общественных движений, хорошим аргументом в споре с недобросовестными производителями является и экономический фактор. Потребители еще не до конца осознали тот факт, что производители сейчас во многом зависят от их выбора.
Именно покупатели сегодня определяют спрос и, таким образом, определяют экономическую состоятельность предприятий.
После того как ситуация с использованием УМК ГМ-компонентов получила широкую огласку, аналитики отметили, что во второй половине 2006 г. продажи Ульяновского мясокомбината изменились.
Участники местного рынка считают, что уход прежнего директора УМК Равшана Хамидова и назначение специалиста из «Мясокомбината «Пензенский» (предприятие также входит в АПК «Черкизовский») Сергея Дужникова связаны с попыткой топ-менеджмента холдинга как-то исправить сложившуюся в Ульяновске ситуацию, «поставив» на усилия нового менеджера.
По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, именно экономическая мотивация может как нельзя лучше способствовать повышению качества продукции, защищать права людей.
В целом, как отмечают организации, защищающие права потребителей, предприниматели будут чувствовать свою безнаказанность до тех пор, пока обращения в суд и резкая реакция со стороны общественного мнения не станут общепринятой практикой. «Гражданам не надо бояться жаловаться. Суды и государственныеорганы все чаще встают на сторону потребителя», – считает Михаил Аншаков.
По материалам сайта www.u-volga.ru.