Область больше не прибедняется в общероссийских масштабах, не плачет и не кричит о своих бедах и болячках.

Наоборот, она – хвалится. Хорошо это или плохо? Дискуссия в местной политтусовке продолжается уже несколько месяцев.

Мол, плохо, что мы хвалимся. Денег из Москвы теперь получаем меньше. Пензу никак не догоним. Но мы забываем, что Пенза никогда не представала в глазах федеральных чиновников убогой и бедной.

А вот мы ходили с протянутой рукой, и помощь Москвы была похожа на подачки с барского стола.

– Принципы выделения федеральных денег изменились, – говорит министр финансов Ульяновской области Алексей Пантелеев (на снимке). – Деньги дают сильным и продвинутым. Есть два актуальных критерия их выделения: обязательное софинансирование и заметные результаты, успехи, если хотите.

Есть ли у нас эти успехи?

Если брать только в плане бюджета – собственные региональные доходы растут. И последние два года растут планомерно и стабильно.

Проект областного бюджета по доходам на 2007 год сформирован в сумме 12802 млн рублей, что на один миллиард 124 млн больше показателей первоначально утвержденного бюджета 2006 года и на 3699 миллионов больше бюджета-2005, при этом собственные доходы на 2007 год составили 8123 миллиона, что на 1799 млн рублей больше показателей первоначально утвержденного бюджета на 2006-й и на 3123 миллиона больше 2005 года. И параллельно с этим возрастает (а вовсе не уменьшается) объем финансовой помощи из федерального бюджета. Будущий год – тому подтверждение. Уже сегодня подтвержденная Минфином сумма на 1,3 миллиарда больше, чем в прошлом году. Но будут и дополнительные поступления в порядке исполнения федерального бюджета на 2007 год, в том числе – дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, которая будет распределяться с учетом фактического исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2006 год.

Да, мы говорим о своих успехах! Мы не прибедняемся и не юродствуем. Может быть, это неправильно, но именно эта политика позволяет нам добиваться серьезных результатов в Москве. У кого-то есть идеи, как другим способом получить деньги?

Пусть приходит к нам работать и сделает это! Кто захочет поддерживать бедность и нищету? Я таких людей в Министерстве финансов в Москве не встречал. Ведь мы это уже проходили! Поддерживали дотациями «лежачие» колхозы, и вот результат: чуть ли не полное запустение на наших полях, которое мы только-только начинаем преодолевать.

– Так за что же Москва дает деньги теперь?

– Принцип взаимоотношения с федеральным центром прост – за вложенные деньги чиновники должны отчитаться перед депутатами Государственной Думы, Советом Федерации, предъявить ощутимые вещи, которые можно пощупать и посчитать. К примеру, выделила Москва в этом году нам миллиард рублей на строительство моста мы установили два пролета, смонтировали над водой еще один, два – заложили на стапеля. Результат ощутимый.

Отчитались о работе – получили еще миллиард шестьсот на этот год, а на следующий нам закладывают уже два.

Будем хорошо работать, «хвалиться» достигнутым – еще добавят! Никто не хочет давать деньги туда, где просто не может быть результата.

Второй принцип, по которому Москва сегодня выделяет средства, – способность регионального бюджета поддержать федеральные деньги собственными финансами – принцип софинансирования.

– Например?

Если прибедняться и просить не получишь ничего. Нужно предлагать реальные программы, доказывать собственную организационную и финансовую состоятельность. К примеру, мы разработали программу газификации, год успешно ее реализовывали, заложили под нее в бюджете области 2007 года 350 миллионов, убедили федеральный центр, что в состоянии выполнить запланированные мероприятия – и получим от федералов еще столько же. Никто бы не дал нам этих денег, если бы мы просто стонали, что у нас негазифицированное село разваливается. Нужно убеждать, что мы развиваемся, что создали необходимые условия, что область готова с помощью центра выполнить намеченные планы, в том числе и профинансировать какую-то часть работ. При таком подходе выделяются деньги, а на крики о помощи – прилетает Шойгу.

Сегодня мы еще учимся работать с Москвой, но учимся не у сирых и убогих, а у сильных: у Пензы, которая, доказав свою состоятельность, имея население, сопоставимое с Ульяновской областью, получает почти вдвое больше дотаций, чем мы. У Татарстана, у Самары. И это правильно, так мы станем, я уверен, успешнее и сильнее.

Записал Алексей ЧЕРНОВ.

“СК” от 5.12.06