В начале октября в Мелекесском районе Ульяновской области были зафиксированы 4 случая алкогольного отравления. Недавно в Сенгилее снято с продажи 8 наименований алкогольной продукции, признанной некачественной. Борьба с «левой» продукций продолжается. С переменным успехом.

Всего с начала года в нашей области изъято уже более 50 тысяч литров «паленой» алкогольной продукции. Количество отравлений несколько сократилось, но без смертельных случаев не обошлось. По информации ульяновского Роспотребсоюза, с начала года от суррогатного алкоголя умерло уже три человека. По сравнению с некоторыми другими областями России, ситуация у нас не самая худшая. А в Поволжском Федеральном округе по количеству алкогольных отравлений мы находимся на последнем месте.

Но расслабляться не стоит. На прошлой неделе в магазинах районного поселка Сурское появилась водка из… Кабардино-Балкарии. Как потом выяснилось, инициативу закупки «иноземного» напитка исходила от местных торговцев. Минуя все контрольные барьеры, они закупили 300 бутылок «огненной» жидкости и сразу же пустили ее на реализацию. Не проверив, или не захотев проверить качество. Инспекторы Роспотребсоюза узнали про «левый» товар и провели экспертизу – часть продукции оказалась некачественной. И таких случаев хватает.

Почему это происходит? Первая и главная причина – дешевизна «паленого» алкоголя. Та же кабардино-балкарская водка покупалась по себестоимости 25 рубля за «снаряд». Для сравнения скажем, что в среднем себестоимость продукции ульяновского завода «Кристалл» – 50 рублей. Об этом было сказано на очередном аппаратном совещании в Правительстве области.

Все знают о том, что за несколько последних месяцев в России произошла резкая вспышка алкогольных отравлений. Например, в Белгородской области уже погибло 48 человек, в Челябинской – 34, в Иркутской – 27. И подобный список можно продолжать. В чем причина такого всплеска?

В нынешней ситуации на алкогольном рынке стоит отметить один важный момент. С 1 июля этого года в стране введен новый порядок производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. По закону реализация алкоголя со старой маркировкой запрещена. Эту продукцию (ее общую стоимость оценивали в 3 млрд рублей) должны были отправить на склады для нанесения новых акцизных марок. Такой ход Правительства России привел к тому, что на некоторое время алкогольные полки в магазинах несколько опустели.

Поток импортной продукции с новыми акцизами также сократился до 5 %. Прибавьте сюда недавний запрет на ввоз молдавского и грузинского вина. Получился форменный алкогольный кризис. Цены на алкоголь полезли вверх, что не могло не сказаться на увеличении производства и употребления «левой» водки. Специалисты говорят, что кризис, охвативший страну, еще не вышел на свой пик. В ближайшие два месяца можно ожидать новых массовых отравлений.

Но есть и другая версия. По некоторым данным, к нам из бывших стран СНГ специально доставляют некачественную продукцию, чтобы травить российский народ. Главный врач России Геннадий Онищенко заявил, что это продуманная, спланированная диверсия. Но, скорее всего, таким образом, Онищенко прикрывается после своих непродуманных решений о запрете ввоза импортного вина, спровоцировавшего алкогольный кризис. Дело в том, что отечественный винопроизводители сегодня могут обеспечить только 10-15% российского рынка и мы просто обречены на импорт вин. И резко перекрывать важные каналы их поступления было ошибкой главврача России.

Сегодня в первую очередь травятся те, кто пил дешевую водку. Им приходится удовлетворять свою похоть с помощью различных спиртовых суррогатов, что не может не привести к печальному концу. К счастью, у нас в области Роспотребсоюз пока держит ситуацию под контролем. Но как будет дальше, неизвестно.

Дмитрий Чуров