В старой-старой сказке нашего детства про Чиполлино был, если помните, такой грозный персонаж – сеньор Помидор, который брал с крестьян налоги за естественные явления природы: дождь, снег, град. Мы читали, и нам было смешно. Нам было ясно, что это – сказка.

В наши дни, как ни странно, эта сказка стала былью.

Во второй половине 2006 года предприятия бытового обслуживания, расположенные в Ульяновске, стали получать от управления Ростехнадзора по Ульяновской области предписания об уплате денег за сброс вредных веществ в водные объекты, выразившийся в «неорганизованном сбросе талых, дождевых и поливомоечных вод». Данное требование вызвало у руководителей этих предприятий

сразу два вопроса.

Во-первых, какого рода вредные вещества может выработать в процессе своей деятельности такое предприятие бытового обслуживания, как, например, гостиница, кафе, парикмахерская?

Во-вторых, что вообще означает в применении к городским предприятиям бытового обслуживания понятие «неорганизованный сброс талых, дождевых и поливомоечных вод»? Над гостиницей или кафе прошел дождь, и они должны за это заплатить? Получается так.

Мы тоже, когда узнали эту информацию, пришли в недоумение, и обратились за разъяснениями в управление Ростехнадзора. Вот что нам ответила начальник отдела нормирования и администрирования платежей управления Маргарита Забейдо:

– Взимание платежей за неорганизованный сброс талых, дождевых и

поливомоечных вод осуществляется на основе статьи 16-й федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года. Ведь территория вокруг любого предприятия бытового обслуживания неизбежно в процессе деятельности этого предприятия загрязняется какими-то отходами его деятельности, а потом вода, попав на территорию данного предприятия, уносит эти отходы через систему ливневой канализации в водные объекты.

На вопрос же нашего корреспондента, почему закон принят в 2002 году, а взимание платежей началось только в 2006-м, Маргарита Владимировна ответить не смогла.

Мы посмотрели 16-ю статью вышеупомянутого закона. Вот что там дословно сказано: «Негативное воздействие на окружающую среду является платным… К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся… сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади».

Конечно, можно считать, что городская гостиница или ресторан «загрязняют» Волгу через ливневую канализацию. Но только чем? «Бычками» папирос, выкуренных клиентами, и брошенными вместо урны на земпю рядом с гостиницей или рестораном?

И если за ущерб, нанесенный великой русской реке «бычками», надо платить, то какие же деньги должны отдать за «сброс вредных веществ в водные объекты» те городские службы, которые посыпают каждую зиму дороги песком и солью? Ведь эти песок и соль потом вместе с водой через ливневые стоки тоже оказываются в Волге.

Да, в принципе, любое здание – неважно, административное или жилой дом, – тоже в таком случае жутко «вредит» экологии.

Может, пора начать брать плату за «неорганизованный сброс талых, дождевых и поливомоечных вод» вообще с каждого ульяновца (кроме бомжей, естественно)? По стопам, так сказать, сеньора Помидора…

Василий Смыслов