«Роди второго ребенка – получишь 250 тысяч от государства!». «Роди нескольких детей -вне очереди получишь субсидии на покупку жилья!». Эти призывы государства уже выучила наизусть каждая россиянка. А вот 36-летней Наталье Жариковой из Ульяновска впору от них расплакаться. Она уже родила стране 4-х детей и теперь вместе с ними и мужем вынуждена ютиться на 15 квадратных метрах в деревянной халупе.

«Комфортное» жилье для многодетных

Наталья Жаринова с семьей живет в самом центре Ульяновска – на улице Карюкина, в окружении сплошь элитных домов. Среди этой красоты ее дом – сущая нелепица: перекошенная деревянная лестница, стены, лет 30 назад потерявшие свой цвет, проваливающиеся полы и догнивающая крыша. На 4 семьи – одна ванна и один унитаз с длинной очередью перед дверью.

– Вода идет очень плохо, -объясняет Наталья, – чтобы смыть за собой, нужно набирать воду где-то с полчаса.

Горячей воды нет, и даже газовую колонку здесь поставить нельзя – для нее нужен хороший напор. Для того, чтобы помыться всей семье, Наталья часами греет воду на плите. Чтобы прокормить четверых дочек (2,5, 10, 13 и 15 лет), одеть и обеспечить всем необходимым, муж Натальи неделями пропадает на работе. Сама же она со своим медицинским образованием зарабатывает копейки… мытьем полов.

– Я не могу быть на работе с утра до вечера – у меня полный дом детей, как я их брошу? – сетует мать.

Каждый день она еще затемно убегает мыть полы в филармонию, возвращается к 8 утра, чтобы собрать девочек в школу. Когда одна из старших сестер возвращается, мать передает ей младшую сестренку и снова бежит туда, где ее ждут грязные полы… Зато вечерами, когда семья включает телевизор, они видят на экранах чиновников с добрыми лицами, которые чуть ли не наперегонки заботятся о благополучии многодетных матерей…

Охота за чиновником

Несколько лет Наталья только смотрела на «помощь по телевизору», а потом начала стучаться в двери и требовать от чиновников помощи реальной. Сначала ей приходили отписки. Отказы мотивировались тем, что ее отец в 1992 году уже получил ссуду в 200 тысяч рублей для приобретения жилья для своей семьи, в том числе для Натальи…

– Как они могли такое написать? – возмущается женщина, – я пере ехала в Ульяновск только в 1994-м! И у меня давно своя семья! Я не имею отношения к тем деньгам! Видите, как чиновники хорошо отмазываются? Если их припрет, они такую же бумажку губернатору на стол положат и скажут: «Чего она просит, если мы ей уже помогали!». Но это же неправда!

Первой, к кому Наталья пробилась на прием, была депутат Госдумы Маргарита Баржанова. Чиновница посоветовала многодетной матери встать в общую очередь ожидающих жилья.

– Я встала, – вздыхает женщина, – мой номер 1076…

После долгих требований Наталью принял мэр Ермаков, который долго расспрашивал ее о… семейном положении. А потом неожиданно предложил… проехаться с ним на его машине. Мэр отвез женщину в село Анненково и показал жилье, которое он может предложить сразу и без очереди.

– Это была старая деревянная школа, – рассказывает Наталья, – не приспособленная для жилья. Мы посовещались семьей и решили, что ради этого переезжать, бросать квартиру и школу (а для нее самой -и работу) просто глупо.

Однако женщина рук не опустила и пробилась в жилищную комиссию мэрии Ульяновска. После долгих мытарств комиссия предложила ей комнату в общежитии на проспекте Нариманова. Из всех удобств – общая кухня, на которой к тому моменту не было места даже для холодильника, и общий унитаз. Наталья снова не согласилась:

– Одинокому человеку, может, и можно было это жилье предложить, – объясняет она, – но нас-то шесть человек! На комиссии на меня смотрели так, будто я что-то у них украла. А потом заявили: «Чего мы ее уговариваем? Не хочет – не надо!».

Охота на губернатора

Слово «охота» – не преувеличение. Наталья с мужем специально караулили губернатора на площади перед «Белым домом», и однажды им повезло: пробившись сквозь толпу, они остановили Сергея Морозова и попросили его о помощи. Губернатор ответил:

– Конечно, поможем, запишитесь ко мне на прием, мы все обсудим.

Окрыленные, они побежали записываться, но секретарша, ведущая запись на прием, заявила, что губернатор… не решает такие вопросы. Только после долгих уговоров она позволила Жариновым оставить заявление и прийти в другой день. Наталья пришла, когда сказали, но оказалось, что на прием их все еще не записали. После очередной тирады многодетной матери секретарь подняла глаза и спросила:

– А вы чем думали, когда столько детей рожали?

– Выходит, быть многодетной матерью – позор? – возмущается Наталья.

Судя по всему, многие чиновники именно так и думают – ведь на прием к губернатору Наталью так и не допустили…

Охота на Президента

Последний, на кого Наталья надеется в этой стране – Президент. В своем письме Путину женщина написала: «Если государство мне помочь не может, если мои дети России не нужны, дайте мне список государств, где мы будем нужны! Мы уедем отсюда! И не надо мне ваших 250 тысяч, за которые рожать детей надо. Нормальная женщина не поведется никогда на это. Мы бесплатно рожали! Вы этим детям, которые уже есть, дайте жизнь нормальную, а потом уже сулите какие-то деньги за рождение новых! Если не выйдет, я сама буду обзванивать посольства и просить убежища. Рабочая сила нужна всегда и везде, мои дети лишними не будут!».

P.S. Наталья Жаринова – не первая многодетная мать, обратившаяся в «Молодежку» за помощью, и, судя по всему, не последняя. Пока готовился материал, в редакцию пришло письмо от 18-летнего Батюшкина И.П. из Засвияжья, семья которого – 13 человек – живет в двухкомнатной квартире! «У нас девять детей в семье, – пишет юноша, – я самый старший. Мама работает дворником, папа – у частника. Мы хотели бы жить в другой квартире…».

Евгения ЦЫВОЧКА

От «МГ»: Господа ульяновские чиновники! Примите к сведению мнение читателей «Молодежки»: чтобы женщины не боялись рожать, у них перед глазами должны быть многодетные матери, обласканные государством, а не брошенные и забытые в своей нищете. И видеть они должны не специально отобранные и «облагодетельствованные» семьи по телевизору, а реальные многодетные семьи в своих дворах…