Как уже писала «ДЗ», в 2007 г. в России вступает в силу новый Лесной кодекс – документ, относительно которого было сломано в недавнем прошлом много «копий» политиками и экономистами, экологами и простыми гражданами, которым небезразлична дальнейшая судьба величайшего богатства нашей страны – русского леса.
Напомним, что в первоначальном своем варианте кодекс фактически предусматривал возможность частной собственности на лесные угодья. Но общественность, хорошо помнящая, к чему привела приватизация других природных ресурсов России, возмутилась. А сохранившие достаточно мощные позиции в экономике государства лесники не пожалели ни сил, ни времени, чтобы терпеливо разъяснить всем, кто пожелал их слушать, простую истину: лес – это восстановимое и потому практически вечное природное богатство, но только при условии, что следят за ним профессионалы своего дела.
В результате тот кодекс, что на днях был подписан президентом Путиным, серьезно отличается от первоначального варианта. Права приобретения лесных угодий в частную собственность в нем нет. Основными лесопользователями остаются лесхозы, но со следующего года они переходят из федерального в региональное подчинение. Поэтому регионам теперь предстоит серьезно поработать, чтобы приспособить к новому кодексу свое законодательство. О том, как это будет происходить в Ульяновской области, рассказал председатель комитета регионального парламента по аграрной политике, природопользованию и экологии Константин Инешин:
– Проект общей концепции лесопользования на территории области на 2007-10 гг. в настоящее время уже подготовлен, но пока к нему довольно много вопросов. Думаю, впрочем, что все эти вопросы будут сняты в процессе проработки документа в Законодательном Собрании.
Один из достаточно каверзных моментов, возникших в связи с принятием нового Лесного кодекса, – это судьба тех лесных угодий, за которыми юридически не признан статус таковых. В России на сегодняшний момент несколько миллионов гектаров леса на бумаге лесом не считаются. Есть такие угодья и в нашей области. И существует опасность, что вот ими-то и могут завладеть частные коммерческие структуры. Поэтому при проработке региональной концепции лесопользования мы обязательно должны решить данную проблему, чтобы не допустить появления в области «лесных олигархов».
Вторая немаловажная проблема – финансирование работы лесхозов из бюджета. До сих пор основной объем средств они получали из федерального центра. В принципе, эта практика сохранится и впредь, однако теперь деньги будут идти им не напрямую, а через бюджет области.
Кирилл Симонов