Среди множества праздников и исторических дат, отмечаемых с различной степенью пышности у нас в области, в этом году осталась совершенно забытой трагедия, которая произошла ровно 85 лет тому назад, в 1921году. Она стала катастрофой не только для населения Симбирской губернии, но и всего Среднего Поволжья. В 1921 г. начался самый масштабный в нашем регионе голод, унесший жизни миллионов людей.

Была ли трагедия неотвратимой?

О том, что на Поволжье надвигается голод, власти заговорили еще осенью 1920 г., о чем прямо заявлялось в постановлении VIII съезда Советов. К этому времени в таких регионах, как Поволжье, вслед за кулаками были уничтожены и крестьяне-середняки. Теперь пришел черед умирать беднякам. Симбирская губерния обезлюдела. В деревне Засарье Алатырьского уезда к ноябрю 1921 г. оставалось 107 едоков. Из них работоспособными числились 6 мужчин и 14 женщин. Остальное население деревни – старики, дети, инвалиды. Хотя при желании властей спасти, если не всех, то многих, было можно. Для этого нужно было прекратить взимание продразверстки в районах, где ожидался голод, заблаговременно обеспечить доставку населению минимального пайка, семенного зерна, срочно поставить минимальное количество тяглового скота, хотя бы и за счет Красной армии. Ни одна из этих мер даже не рассматривалась съездом.

Более того, и зимой, и весной, и даже летом 1921 г. в симбирских деревнях продолжалась продразверстка – остатки хлеба вывозились из начинавших вымирать районов. Крестьяне, понимавшие, что их ожидает голодная смерть, бунтовали. Так было в Нижних и Средних Тимерсянах, в Тагае, Подлесном, Козловке. Во всех селах крестьяне действовали одинаково – собиралась толпа, в основном из женщин, стариков и подростков, вооруженная топорами и кольями и требовала вернуть уже отобранное зерно. После нескольких залпов в воздух, данных продотрядниками, толпа рассеивалась. Нерешительные действия бунтовщиков объясняются весьма просто – в деревнях не оставалось мужчин.

В голодающей губернии

15 июня 1921г. сотрудник Рабкрина в Подкуровской волости Симбирского уезда доносил начальству: «Две трети населения волости из 16 000 голодают, не имея хлеба и не получая от государства такового, употребляют в пищу желуди, березовую и липовую кору, гнилой картофель, собирая таковой в поле, оставшийся от урожаев предыдущих годов. От недоедания происходят различные смертные заболевания. На почве голода… гужевая повинность не двигается, леса горят сотнями десятин, тушить пожары голодные граждане не желают…».

Крестьяне пытались получить помощь у ближайших коммун. В августе 1921г. Кашинский сельсовет обратился с просьбой об отпуске яблок для детей двух деревень в симбирское отделение петроградской коммуны, которому ранее были переданы помещичьи сады. Коммунары ответили категорическим отказом, ссылаясь на необходимость выполнения нарядов из Петрограда. Не лучшим было положение симбирских рабочих. 27 июня 1921 г. парткомитет Ишеевской фабрики обратился в уездный комитет РКП (б): « … чуть не сдыхаем с голоду и наши семейства, на что просим обратить на нас, на местных работников внимание и исходатайствовать нам какой-либо паек, что и настаиваем, ввиду того, что мы несем всю государственную работу по охране государственного имущества при фабрике. Примечание: если бы не принимали бы никаких мер, местные коммунисты совместно с фабкомом, то в связи с продовольственным кризисом рабочие растащили бы фабрику, которая работает и по сие время. В настоящее время рабочие растаскивают шерсть и пряжу и меняют на хлеб. Если же вы не примите в скором времени никаких мер об удовлетворении нас пайком, то мы слагаем с себя всякую ответственность в дальнейшем, потому что мы коммунисты и рабочие голодуем форменным образом». Уездный комитет РКП (б) приказал комиссии Помгола выделить пайки для ишеевских коммунистов.

Торгаши

Для американца из штата Пенсильвания Эдварда Фокса путь в Симбирск начался в 1919г., когда он вступил в АРА. АРА – Американская Администрация помощи была создана президентом США Вильсоном для оказания помощи населению районов, пострадавших в годы первой мировой войны. В сентябре 1921г. когда Конгресс принял решение об оказании помощи голодающим детям России, Фокс без колебаний согласился поехать в нашу страну. Однако дорога в Россию для спасателей оказалась сложнее, чем можно было ожидать. Американцы поставили условие, по которому на территорию России предварительно должны были быть допущены группы экспертов. Потребовали, чтобы на комитеты АРА была распространена экстерриториальность посольств. По их мнению, это гарантировало эффективное распределение 20-ти миллионной помощи.

Однако обанкротившееся Советское правительство начало торг. Инструктируя своих представителей на переговорах, Ленин подчеркивал: «Тут игра архисложная идет. Надо наказать Гувера, публично дать ему пощечины, чтобы весь мир видел, и Совету Лиги Наций тоже». Одно за другим американцы снимали свои условия до тех пор, пока их партнеры по переговорам не были удовлетворены. Лишь после этого им разрешили спасать умирающих от голода. Ленин понимал, что коммунистам нечего будет противопоставить симпатиям населения к американцам, которые неизбежно возникнут в ходе спасательной операции. В сентябре он дает новые инструкции: «Затем, что касается «гуверовцев», надо следить изо всех сил,.. а худших из них … «ловить» и изловить, чтобы устроить скандал им. Тут нужна война жестокая, упорная». Даже уступки американцев Ленин хотел использовать для их дискредитации. «… ни малейшей тени вмешательства не только политического, но и административного американцы не допускают и ни на что не претендуют. … Этим положением мы утрем нос торгашам и впоследствии осрамим их перед всем миром. Не надо забывать, что в сельских местностях у нас вообще нет и никогда не было никаких пайков».

В сентябре 1921г. в Москву прибыла первая группа американцев в количестве 19-то человек. Среди них был и Эдвард Фокс, которому предстояло возглавить Симбирский комитет АРА. Газета губкома РКП (б) «Заря» приветствовала прибытие американцев в Симбирск разухабистой заметкой: «Значит, что же нам, кланяться г.г. Нансеном, Вебстерам, да американской АРА?».

Спасатели в Симбирске

Увиденное здесь потрясло спасателей. На улицах города лежали трупы людей умерших от голода, железнодорожный вокзал, пристани и улицы города были забиты беженцами из деревень. Сотрудники АРА побывали в деревнях и увидели еще более страшные картины. Там начиналось людоедство и трупоедство. В Мелекесском уезде были зафиксированы несколько случаев, когда дети, не выдержав мук голода, топились в колодцах.

Значительные усилия АРА были направлены на улучшение санитарного состояния Симбирска, на борьбу со страшными спутниками голода – эпидемиями тифа и холеры. По настоянию Фокса местные власти организовали очистку улиц и бараков беженцев. Сотрудники АРА передали местным властям мыло, дезинфицирующие средства и средства для борьбы с насекомыми. Позднее, когда прибыли транспорты АРА, беженцев обеспечили продовольствием и одеждой. Только в Симбирск за год американцы доставили 32 вагона с медицинскими принадлежностями и оборудованием для больниц, 400 тыс. доз противохолерной и 100 тыс. доз противооспенной вакцин.

Спасти детей!

Американцы, прибывшие из-за океана и вынужденные доставлять все оттуда, сумели начать выполнение своей программы помощи голодающим детям на месяц раньше, чем Советское правительство, за год так ничего и не сделавшее для предотвращения голода. 29 октября 1921 г. на углу улиц Дворцовой и Гончаровской начала работу первая столовая АРА. В тот день детям были выданы 720 обедов. С этого дня сеть столовых и кухонь АРА начала стремительно разрастаться в Симбирской губернии. В большинстве случаев продовольственная помощь была единственным питанием, которое тогда получали дети от младенчества до 14 лет, кормящим матери и беременные. Питание выдавалось только в закрытых помещениях и столовых, и только в приготовленном виде. Категорически запрещалось взятие пищи на дом. Эти меры принимались для того, что бы детей не ограбили по дороге домой.

Вначале предполагалось, что будет достаточно 75 тыс. пайков в сутки. Но уже в ноябре АРА выделила 150 тысяч, а уже весной 1922-го дошла до 400 тыс. в сутки. Число детей в возрасте до 14 лет в это время в губернии не превышало 690 тыс. человек. К весне 1922г., к пику голода в Поволжье, детская смертность в Симбирской губернии была резко сокращена. Во многом это была личная заслуга Э.Фокса, сумевшего в кратчайшие сроки, в чужой стране, в условиях враждебности со стороны властей, организовать и наладить работу комитетов АРА.

Станислав Абраменков