100-летие со дня рождения Леонида Ильича Брежнева отме- чалось 19 декабря. В Мемцентре вспомнили о том, как генсек посещал Ульяновск. Произошло это всего один раз за 18 лет его правления страной.

В маленьком зале Музея-мемориала на открытии выставки «…и лично Леониду Ильичу» – атмосфера огромного Большого зала Ленинского Мемориала (БЗЛМ). Причем 1970-го года. Стену закрывает занавес с изображением Ленина. Перед занавесом – стол со стеклянным графином. Рядом – трибуна со стаканом и накрытой полотенцем тарелкой.

Над столом и трибуной – фотографии торжественного заседания, прошедшего в БЗЛМ 16 апреля 1970 года.

Снимки подтверждают, что обстановка в музейном зале восстановлена верно: на трибуне, с которой выступает Леонид Ильич – те же стакан и полотенце, а над сценой – тот же Ленин на занавесе. И даже голос в музейном зале – тот же: перед открытием выставки музейщики включили запись выступления Леонида Ильича, сделанную в Ульяновске.

То выступление состоялось на заседании, посвященном 100-летию Ленина и открытию Ленинского мемориала. Хотя Брежнев мог вообще в Ульяновск так ни разу и не приехать. Об этом на открытии выставки рассказала Инна Анатольевна, дочь Анатолия Скочилова, бывшего в ту пору первым секретарем Ульяновского обкома КПСС. Она вспоминала, что Брежнев на открытие Мемориала не собирался. Анатолий Скочилов, узнав об этом, всю ночь сидел на телефоне.

Смог в конце концов уговорить генсека приехать на родину Ленина.

Потом, перед отъездом, тот даже поблагодарил за приглашение. В Ульяновске Брежнев провел один день: посетил ленинские места, посадил березку у дома-музея – она растет до сих пор. Открыл Мемориал и сделал первые записи в его книге для отзывов. Эти записи тоже представлены на открывшейся выставке.

Четким и красивым почерком занесены в них высокие слова о городе, в котором «забилось горячее сердце величайшего революционера современности». Сразу возникает вопрос – сам ли генсек писал? Чересчур уж продуманы записи, не могли они быть сделаны на ходу. Валентина Костягина, заместитель директора Мемориала по научной работе, немного поколебавшись, раскрывает секрет. Записи делал не сам Брежнев. Их вписали заранее, при этом почерк генсека был максимально точно скопирован. А Леонид Ильич в книгах только расписывался.

Все моменты посещения генсеком Ульяновска можно увидеть на выставке на фотографиях.

Еще одна часть выставки посвящена подаркам вождю от народа.

Всего в Мемориале их хранится 46.

Есть несколько портретов. Один сделанный из зерен. Другой – обычГлобус – тоже подарок Брежневу.

ный на холсте, но зато с изображением всех наград вождя. Есть и многие другие подарки – вещи, которые никогда бы не пригодились вождю и многие из которых он наверняка даже и не видел – они еще раз напоминают о том, как жило при Леониде Ильиче советское государство.

При, как стали говорить, культе личности без самой личности. Узнать, как этот культ формировался, можно, посетив новую выставку Музеямемориала. А вот узнать, каким же человеком, а не вождем был Леонид Ильич, мы уже, наверное, никогда не сможем.

Лидия ПЕХТЕРЕВА.