В Ульяновске все чаще оскверняют памятники.

То ли вандалы совсем обнаглели, то ли памятников стало чересчур много. Хотя есть и более конкретная причина вандализма – недоработки законов. Согласно им получается, что новые ульяновские памятники никому не принадлежат. А значит, за ними и следить некому.

Последним пострадал появившийся в городе совсем недавно памятник строителям. Его в августе, в День строителей, торжественно открыли мэр и губернатор.

За год до этого сквер у облбольницы на улице 12 Сентября, в котором разместился памятник, взяли под шефство ульяновские строители. Закатали дорожку в асфальт, подрезали кусты, поставили лавки. Но это все делалось накануне праздника. А что в непраздничные будни? А ничего – даже славы строительной не осталось – в буквальном смысле. Надпись «Слава строителям», которая была на памятнике, пропала. Возможно, похитители славы покусились на металл, из которого были сделаны буквы. Но пропажа букв – это еще не все. Сам сквер Строителей, как мы убедились, побывав в нем, находится в полузапущенном состоянии – весь засыпан бутылками, пакетами и бумажками.

Подобных примеров осквернения можно вспомнить много. Еще один сквер, шефство над которым брали нефтяники и газовики, тоже замусорен, а поставленный там недавно фонтан уже начали ломать. На всю страну прогремел скандал с похищением фонарей из «колючего садика» на 12 Сентября. В ноябре установленный там памятник просветителю Яковлеву оказался во мраке. Милиция теперь ищет похитителей, а в мэрии придумали поставить вокруг Яковлева фонари, которые бы не заинтересовали воров. Также милиция до сих пор ищет вандалов, поднявших кисти с краской на самого Карла Маркса. Его памятник еще осенью исписали нецензурными надписями, причем почему-то зеленого цвета. Хулиганы пробрались практически под ноги чиновникам: такой же зеленой краской написана нецензурщина на асфальте перед областной администрацией.

В противовес этому беспределу появляются активные горожане, отстаивающие памятники.

Осенью у одной из наиболее пострадавших от воровства скульптур – художника Пластову – появилась новая кисточка. До этого металлическую кисть у Пластова похищали не один раз.

Новая оказалась для похитителей малопривлекательной. Это малярная кисть, которая раньше использовалась для покраски нового моста через Волгу. Поделиться инструментом с художником решил начальник отдела технадзора мостового перехода через ВолгуМихаил Индиков.

Он же обещал за памятником следить и, если на кисточку все же кто-то покусится, вставить другую.

Представители власти памятники тоже отстаивают. Но по-своему хотят их практически раздать. Дело в том, что согласно нынешним ульяновским законам у новых памятников нет балансодержателей. Они не числятся ни в городском, ни в областном, ни в районном хозяйствах, и тратить средства на их содержание не хочется никому. Яркий пример то, как осенью решался вопрос о покраске ветрового органа. Областное министерство строительства спихивало эту обязанность на кузнецов из «Корча» – мол, они поставили, пусть и красят. Губернатор стыдил за это министра Валерия Малиновского – получалось, что нам памятник подарили, а мы его даже покрасить не можем.

В последний раз тема принадлежности памятников была поднята в понедельник на аппаратном совещании у губернатора. Мэр Сергей Ермаков, вспомнив об украденной строительной «славе», попросил министров порекомендовать работникам подчиненных им отраслей разбирать памятники под шефство, чтобы за ними следить. С мэром не согласился зам председателя правительства Владимир Козин. Сказал, что памятники – дело городское, а не областное, вот пусть городские комитеты, а не областные министерства и ищут шефов. В общем, чиновники продолжают памятники друг другу спихивать. Может, тогда уж сразу их охотникам за металлоломом отдать? Им-то они уж точно пригодятся.