Утвержден так называемый федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в расчете на один квадратный метр площади жилья в месяц на 2007 год. Наша область вновь отличилась.

Конкретные цифры приведены на 3-й странице в табличке, а пока о собственно стандарте. Утверждается он уже несколько лет подряд. В прошлые годы ульяновские власти использовали установленную Москвой цифру сугубо спекулятивно. Народу сообщались две вещи. Первая: федеральный стандарт является указанием регионам повысить тарифы до таких-то значений. Вторая: стандарт является изобретением руководства России, его злой волей, с которой властям на местах приходится, дескать, мириться. Из года в год не зависимые от власти эксперты, а также некоторые СМИ, в числе которых неизменно бывает и «СК», пытаются опровергнуть эту ложь чиновников, говоря, что стандарт не имеет прямого влияния на тарифы, а является всего лишь ориентиром в межбюджетных отношениях. С учетом него Москва рассчитывает объем финансовой помощи регионам.

В постановлении правительства РФ о стандарте на 2007 год, подписанном 16 декабря главой кабинета Михаилом Фрадковым, сочли нужным сделать на этом особый акцент.

Звучит он так: «Указанный федеральный стандарт используется только для определения объема субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категорий граждан».

Тут уж говорится совершенно четко, что к установлению регионами тарифов для собственного населения стандарт никакого отношения не имеет.

А Москва, уточним мы, не имеет отношения к размеру стандарта для конкретных субъектов РФ. Год назад мы доказали это со ссылкой на документы, попавшие в распоряжение редакции. Постановление хоть и подписывает премьер-министр России, но все расчеты поступают в Москву от региональных властей. То есть здесь рисуют цифру и отправляют на утверждение Центра.

Что нарисовали ульяновские чиновники в этот раз, посмотрим на таблице. Выше нашего стандарт предельной стоимости услуг ЖКХ только в Саратовской области. Почему и саратовские власти гнобят свое население, не очень понятно – информации из этого региона приходит почему-то крайне мало. В отличие от другого соседа – Самары. Так вот богатая Самара, где средняя зарплата превосходит ульяновскую в полтора-два раза, установила максимум стоимости услуг на один квадратный метр равным 40,3 рубля, что на 5,3 рубля ниже ульяновского.

Человечней же всех в Поволжье к людям отнеслись в Башкирии, где стандарт на 2007 год утвержден в сумме 27,4 рубля на квадратный метр общей площади. Следующим идет Татарстан – 28,4 рубля. В таких случаях наша власть, правда, обычно говорит: «Да что смотреть на Уфу и Казань, у которых полно нефти, газа и других природных богатств! Они могут себе позволить низкие тарифы». И не будь к северу от Ульяновской области Чувашии, возразить на приведенный аргумент было бы трудно. Но Чувашия!

Регион даже более бедный на природные ресурсы, чем наш! Ни нефти (у нас она все-таки есть), ни газа, ни металлов, ни песков. И тем не менее – стандарт предельной стоимости услуг ЖКХ на 2007 год установлен там на 30 с лишним процентов ниже ульяновского. В рублях – 29,6 на квадратный метр.

По сути Чувашия, как и Татарстан с Башкирией, демонстрируют этой суммой не свое богатство или бедность, а себестоимость предоставления услуг населению. Но если она такова у соседей, почему столь высока у нас? Ответ, скорее всего, в том, что себестоимость, показываемая ульяновскими властями, – липовая. Реально же она близка к имеющейся в упомянутых республиках. Но зачем нашим ее завышать?

Вот это самый интересный вопрос. Одной из версий, хоть как-то объясняющих ульяновский феномен, может быть версия о масштабном воровстве в данной сфере. Ведь если с людей, кивая на стандарт, берут за услуги значительно больше, чем они реально стоят, кому-то достается разница. По идее она исчезает либо в карманах производителей ресурсов, либо посредников, либо и тех, и других, будучи поделенной между ними.

Но тарифы регулирует власть, и вряд ли она позволит просто за красивые глаза кому-то неправедно обогащаться. Тогда речь, видимо, должна идти уже о сверхкрупных взятках чиновникам либо схемах дележа с ними доходов от завышенных стандарта и тарифов. Если кто-то знает другое объяснение происходящему, «СК» готов его обнародовать. Пока же остановимся на версии о корыстном сговоре властей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг, результатом которого становятся завышенные тарифы в нашей области.

Население отвечает на это чем может. В основном неплатежами. Долг по оплате услуг ЖКХ в области варьируется сейчас, по разным данным, от 300 до 400 млн рублей. Это порядка 10 процентов от общей годовой суммы коммунальных платежей. С планируемым властью повышением тарифов долг увеличится, поскольку расширится категория малоимущих. Попытки напугать людей карами за неплатежи оказываются чаще всего неэффективными. Да и бояться на сегодня особо нечего. Выселить за долги из неприватизированной квартиры через суд теоретически можно, но жильцам в этом случае должны предоставлять другую площадь, пусть и меньшую. Однако в распоряжении властей свободного жилья нет. Можно в принципе наказать и обитателей приватизированных квартир, но ценой такого геморроя для начальства, который делает малореальной и эту затею. Словом, если человек обеспечит плату только за электричество, он сможет годами жить на своей площади без особого напряга, что все больше ульяновцев и делают. И, по-моему, все у меньшего числа людей находится желание неплательщиков осуждать. Как власть к ним, так и они к власти.

Федеральный стандарт предельной стоимости услуг ЖКХ в расчете на один квадратный метр общей площади жилья в месяц на 2007 год Регион Стоимость ЖК!услуг Республика Башкортостан 27,4 Республика Марий Эл 38,4 Республика Мордовия 41,1 Республика Татарстан 28,4 Удмуртская Республика 37,1 Чувашская Республика 29,6 Пермский край, 43,5 в том числе Коми-Пермяцкий автономный округ 35,2 Кировская область 36,9 Нижегородская область 40,5 Оренбургская область 36,1 Пензенская область 42,2 Самарская область 40,3 Саратовская область 48,5 Ульяновская область 45,6