Если государство не в состоянии защитить своих граждан, то логичнее было бы разрешить населению самому заботиться о своей безопасности – такой аргумент выдвигают сторонники разрешительных мер свободного ношения в России огнестрельного оружия. Кроме того, заявляет сторона, что граждане в случае принятия закона получат дополнительные гарантии своей безопасности, будет покончено с криминальной торговлей оружием (бизнес удастся вывести из тени и обложить налогами), заодно и те, кто уже тайно владеет оружием, выйдя из подполья, зарегистрируются и также станут подконтрольными. В уходящем году Госдума по инициативе депутатов ЛДПР уже пыталась рассмотреть поправку к Закону «Об оружии», разрешающую гражданам России ношение огнестрельного короткоствольного оружия.

Оппоненты тогда заявляли, что данная инициатива – результат лоббирования интересов производителей оружия. Глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев говорил, что общество еще не созрело для подобной либерализации закона. Депутат Геннадий Гудков: «В стране 70 процентов неучтенных алкоголиков и два миллиона неучтенных бандитов, и если поправки будут приняты, то Россия превратится в страну неучтенных бандитов». Между тем, согласно статистике, в стране сегодня около 5,5 миллиона людей обладают легальными видами оружия, и лишь сотая доля процента серьезных преступлений связана с его использованием. В общем, поправка пока не принята. Дискуссии же на эту тему продолжаются.

В настоящее время продажа оружия регламентируется Законом «Об оружии» РФ от 1996 года №150 ФЗ. Согласно ему разрешенное оружие подразделяется на две общие категории: оружие служебное, которое используется частными охранными предприятиями, службами безопасности (зарегистрировано на юридическое лицо), и оружие гражданское. Гражданское оружие бывает нарезным и гладкоствольным охотничьим, спортивным (пневматическим), а также оружием самообороны, которое, в свою очередь, бывает газовым и огнестрельным травматического действия.

На право обладания любым видом гражданского оружия выдается лицензия. Для этого необходимо пройти медкомиссию, включающую в себя, кроме всего прочего, обследование в наркологической и психиатрической клиниках. Далее – в лицензионно-разрешительную систему УВД, где желающий иметь оружие должен написать заявление о выдаче лицензии на оружие самообороны или на гладкоствольное охотничье ружье. При этом во втором случае указывается цель приобретения «пушки». Если целью является самооборона, то получается разрешение лишь на хранение оружия. В этом случае применение оружия для защиты допускается только в стационарных условиях (дома), а на его перевозку (например, на дачу) каждый раз придется получать разрешение в РОВД.

С вопросом, каким оружием предпочитают защищать себя ульяновцы, корреспондент «СК» обратился к директору ЗАО «Симбирский дом оружия» Евгению Власову.

– Чаще всего, – говорит Власов, – сегодня приобретается газовое оружие с возможностью стрельбы резиновыми травматическими пулями. Это пистолеты «Макарыч» (ИЖ-79-9Т), «Кольчуга» (ИЖ-78-9Т), револьвер «Ратник». Существует и бесствольное огнестрельное оружие травматического действия: «Оса», стреляющая резиновыми пулями калибра 18 мм с металлическими сердечниками, «Стражник» и другие. Простые газовые пистолеты спросом, по словам Власова, уже не пользуются.

Еще в этом деле серьезная проблема.

Связана она с получением липовых медсправок. Известны случаи, когда к человеку, желающему пройти комиссию на получение водительских прав, подходили некие люди с предложением оформить медицинский документ за несколько минут. Действуют ли эти люди в сговоре с врачами или же являются простыми аферистами, неизвестно. В любом случае явление это опасное. Оно касается всех граждан, ведь результатом может стать выданное наркоману или психу разрешение на законное ношение оружия.

Вадим ПИЛЮКОВ.