«Чтоб тебе жить в эпоху великих перемен!» – проклинали друг друга древние китайцы. Современным россиянам здорово «повезло» в этом плане – «великие» реформы идут одна за другой. И почему-то одна за другой ничего, кроме вреда, не приносят. Народ обвиняет в этом власть, власть, как водится, жалуется на народ.
Помощник мэра Ульяновска Юрий Гаранин на предновогодней пресс-конференции, объясняя причины неудач реформы ЖКХ в нашем городе в 2006 г., поступил именно таким образом: всю вину за неудачи он, по сути, переложил на несознательное население.
А, может, народ поменять?
Юрий Анатольевич начал свое выступление с грустных цифр: в 2006 г. только в шести процентах многоквартирных жилых домов Ульяновска прошли общие собрания жильцов для выбора способа управления домом. Хотя теоретически свой выбор до 1 января 2007-го должны были сделать все обитатели таких домов. По мнению г-на Гаранина, объясняется подобный «саботаж» исключительно плохим менталитетом ульяновцев. Они-де в массе своей еще не осознали себя в полной мере собственниками своего жилья и не хотят вести себя, как полноправные собственники. И призвал журналистов вести активную разъяснительную работу среди горожан, дабы до 1 июля 2007 г. они исправились и валом повалили на означенные общие собрания.
Не в первый раз наши начальники, большие и малые, жалуются на народную несознательность: и на выборы-то этот дрянной электорат ходить не хочет, и глубокого понимания государственных задач не проявляет, а теперь вот и реформу ЖКХ саботирует. Что ж, господа, может вам в таком случае народ поменять? А если без шуток, то не желают люди участвовать во всех этих игрищах с выбором способа управления домом по одной простой причине – некогда им. Регулярный рост тарифов на коммунальные услуги, – а с 1 января они опять взлетают на 16-18 процентов, – заставляет рядовых ульяновцев не о выборе управляющей компании думать, а напряженно размышлять: либо вовремя и в полном объеме платить за квартиру и умереть с голоду, либо все-таки иногда что-то есть, но за квартиру не платить?
Нелады с цифрами
Отчасти городские начальники это понимают. Г-н Гаранин сам, что задолженность горожан по квартплате составила к концу года почти 300 млн. рублей. После чего удивился: но ведь государство-то идет населению навстречу! Больше 22% от своего дохода за квартиру никто не заплатит – ни дворник с зарплатой в три тысячи, ни крупный чиновник с зарплатой в сто тысяч.
Уважаемый Юрий Анатольевич, видимо, плохо представляет себе, что для человека с зарплатой в 3000 рублей, имеющего, допустим, жену с зарплатой тоже в 2-3 тысячи, и одного-двух неработающих детей, 22процента от дохода, эти «жалкие» шестьсот с чем-то рублей – зачастую вопрос жизни и смерти? Ну а чиновник со 100-тысячной зарплатой, отдай он даже за квартиру 20 тысяч (допустим такую явно невероятную возможность), все равно будет в состоянии потом и на Канары в отпуск съездить, и деток за границей учить.
В поисках «философского камня»
В свое время средневековые алхимики искали «философский камень», способный превращать свинец в золото. Невольно уподобился им и г-н Гаранин, решивший, видимо, что нашел магический способ заставить саботажников-ульяновцев превратиться в добросовестных плательщиков, стоически несущих на своих плечах тяжкий крест с надписью «Реформа ЖКХ». Таким современным «философским камнем», по мнению Юрия Анатольевича, являются… домовые счетчики, показывающие расход тепла и воды. Не квартирные, а именно общедомовые. Поскольку от квартирных, по словам г-на Гаранина, толку мало. Все равно плата за отопление будет определяться, исходя из общего объема теплоэнергии, отпускаемой на тот или иной дом.
Юрий Анатольевич пояснил это на конкретном примере. Скажем, у трети жильцов какого-то дома стоят квартирные счетчики, а у остальных нет. На отопление дома, исходя из своих расчетов, управляющая компания отпустила, допустим, тысячу гигакалорий тепла. Счетчики, стоящие у части жильцов, показали расход 900 гигакалорий, однако заплатить придется все равно за тысячу. И оплату эту разложат на всех – и у кого стоят счетчики, и у кого их нет. Поэтому ставить надо единый общедомовой счетчик.
Сразу же последовал вопрос: а правда или нет, что в ряде домов, установивших эти «магические» приборы, плата за потребленное тепло после установки счетчика не уменьшилась, а возросла? Г-н Гаранин не отрицал, что такие случаи были. И назидательно прибавил: «Экономить тепло надо».
Как, Юрий Анатольевич? Как экономить тепло в разваливающемся, ветхом, неремонтировавшемся с советских времен ульяновском жилфонде? Да никак. Эта задача даже теоретически неразрешима без его капитального ремонта.
«Философского камня», увы, не существует. Существует проблема капитального ремонта износившихся городских домов постройки 60—70-х и более ранних годов. Но решиться она может не окончательным уходом государства из жилищной сферы (каковой уход и объявлен главной целью реформы ЖКХ), а возвращением его в эту сферу.
Кирилл Симонов