Событие состоялось в рамках Вторых городских Рождественских образовательных чтений.
Методисты, психологи, заведующие детскими садами, учителя и священник собрались вместе в детском садике №242, чтобы поговорить о том, как при нынешнем состоянии российского общества и в рамках законодательства начать с детьми разговор о вере.
– Во время подготовки к этой встрече мы поняли, какая непростая перед нами стоит задача, – сказала хозяйка приема, директор садика, заслуженный учитель России Наталья Ардашева. – Начинать разговор с детьми о Рождестве, о приходе в мир Спасителя непросто. Мы провели массу консультаций, прежде чем родился сценарий сегодняшнего мероприятия. Перед педагогами, действительно, стоит непростая задача: с одной стороны, они понимают, что необходимость говорить с детьми, причем с детьми маленькими, о вере, о любви к ближнему, о сострадании и милосердии назрела. С другой стороны, садик, школа – это светские учреждения, и религиозное воспитание там может осуществляться только в рамках, строго ограниченных законом. Например, в форме кружковой работы. И только с согласия родителей. Участники Рождественских чтений сошлись во мнении, что религиозное и духовное воспитание – это сфера семейная. Хотя и согласились с отцом Михаилом в том, что родители в нынешних реалиях жизни (особенно отцы) – в большей мере добытчики, чем духовные наставники.
И все-таки говорить с детьми о вечном даже на территории светского образовательного учреждения можно. Тут многое зависит от чувства меры и такта. Этот вывод родился после просмотра музыкально-познавательного шоу «Рождественские посиделки» с участием воспитанников средней и подготовительной групп садика № 242.
Кстати, отец Михаил, как представитель православной церкви, вызвал у детей особый интерес. Во время экскурсии по садику он заходил в группы вместе с другими участниками Рождественских чтений. Детям священник понравился (он был «настоящий», в облачении), и воспитанники средней группы сказали, что хотят с ним познакомиться. Целая делегация отправилась в музыкальный зал, где гости собрались для просмотра музыкально-познавательного шоу. Познакомились. Некоторые ребята сказали, что уже видели людей в похожих одеждах, когда их крестили в церкви…
Что касается «круглого стола», который подвел итог Рождественским чтениям в садике, то он в полной мере подтвердил: тема затронута живая, волнующая. И она получит свое развитие.
И еще: Рождественские образовательные чтения стали поводомдля знакомства с удивительным дошкольным учреждением. Как выяснилось, детский садик № 242 известен не только на всю Россию, но и за рубежом. В 1990 году он первым в стране занялся научно-экспериментальной работой по адаптации к детям дошкольного возраста ТРИЗ-технологии, или теории решения изобретательских задач, которая в те годы быстро набирала популярность во всем мире. ТРИЗ-технология создавалась с тем, чтобы развивать во взрослых людях умение находить нестандартные решения в непростых жизненных ситуациях.
С тем, чтобы формировать личностные качества, которые могли бы стать инструментом успеха. В России девяностых годов эта идея была особенно актуальна. И именно в Ульяновске было решено впервые заняться всем этим с детьми. Инициатором внедрения ТРИЗтехнологии в детсадовскую программу стала кандидат педагогических наук Татьяна Сидорчук. Научно-экспериментальной площадкой 242-й садик.
– Методы, ориентированные на взрослых, мы переводили на детский язык, – рассказывает заместитель заведующей садиком Ольга Панькова. – Мы разработали целую методику и систему занятий к ней.
В результате шестнадцати лет работы был собран огромный материал, который воплотился в многочисленные сборники, методички. Опыт 242-го садика и сегодня востребован, он получил дальнейшее развитие в России и за рубежом. Теперь им заинтересовалась Южная Корея…
Вероятно, обо всем этом стоит рассказать подробнее и в рамках отдельного материала. Но очень уж любопытным показался факт, что впервые в России именно Ульяновск стал научно-экспериментальной площадкой по «подготовке» детей, умеющих быстро ориентироваться в жизненных обстоятельствах и принимать нестандартные решения, то есть детей успешных. Причем во всех смыслах – и в материальном, и в духовном.