Трамваи – транспортные артерии Ульяновска. В год они перевозят 60 миллионов горожан.
130 км путей. Но давно ли мы видели новые вагоны? А чтобы ремонтировали пути? А сообщения об открытии новых маршрутов слышали? В отрасли – явный кризис. О том, как его преодолеть, наш разговор с Василием Чернышом (на снимке), директором МУП «Ульяновскэлектротранс», человеком, который, вопреки обстоятельствам, не позволяет трамвайному парку рухнуть. К сожалению, приходится заниматься его реанимацией, а не обновлением.
– Василий Романович, с этого года трамвайный билет подорожал на рубль. Люди не в восторге.
Но у Вас, наверное, есть объяснение этому повышению.
– А почему соль дороже стала, сахар? Я сам себя спрашиваю: почему билет стоит шесть рублей? Себестоимость перевозки одного пассажира – 7,74, а мы берем шесть.
– То есть вы работаете в убыток?
– Причем убытки в этом году будут больше, чем в прошлом, несмотря на повышение цены билета. Чтобы понять, почему, далеко ходить не надо. Посмотрите, как растет стоимость электроэнергии.
В Ульяновске официально назван рост тарифов на 19,5 процента. Но почему тогда этой цифры не придерживаются энергетики? В нашем хозяйстве электроэнергия за этот год поднялась на 29 процентов, практически на треть. Значит, мы должны платить не 60 миллионов, как раньше, а на 20 больше. Следующий большой платеж, который нам предстоит, – по кредиту. Наше предприятие взяло кредит в 1 миллион евро, примерно 35 миллионов рублей, на три года, чтобы купить в Чехии запчасти. Значит, за год надо выплатить 10 миллионов. Сколько у нас набралось? Уже 30. Пошли дальше. Остаются надуманные льготы. Таким образом, выпадает еще порядка 10 миллионов. Кто компенсирует эти потери? Получилось 40 миллионов убытков, которые очевидны, лежат на поверхности. Но есть и другие, скрытые затраты. Например, цена на металл увеличилась больше, чем на 30 процентов. В прошлом году расход на запчасти составил примерно 20 миллионов рублей. Но при нынешнем состоянии трамвайного парка на запчасти требуется 40 процентов от расходной части. Где эти деньги взять? Есть еще такой показатель, как стоимость поездки человека, который в прошлом году составил не 5 рублей, а 3,5. В этом «виноваты» проездные билеты, по ним деньги берут из расчета: человек доехал до места и уехал обратно.
А сколько раз он катался по проездному, не учитывается.
– Так что вам дает этот рубль, на который вы подняли цену билета?
– По расчетам, где-то 40 миллионов рублей в год. Но по опыту знаю: растет проезд – уменьшается количество пассажиров. Таким образом, в лучшем случае мы получим 30 миллионов. А расходная часть растет. При этом убытки не восполняются ничем. Да, существует дотация из городского бюджета. Динамика такая. В позапрошлом году было 57 миллионов, и тогда цены подскочили на 30 процентов. В прошлом году дотации составили 55 миллионов, хотя и там скачок цен съел 30 процентов. На этот год запланировано тоже 55 миллионов. Получается, что за эти три года рост цен составил 90 процентов. А дотации остаются те же, и даже падают. С учетом новых тарифов на проезд дотация из городского бюджета должна составлять 170-180 миллионов рублей.
– Тогда чем покрывается этот дефицит?
– Да ничем. За счет зарплаты наших работников. За счет того, что мы меньше вкладываем в эксплуатационные расходы.
На голом энтузиазме сохраняем подвижной состав. Делаем капитальный ремонт только 10 процентов путей от плана, латаем дыры. Но бесконечно так продолжаться не может. То же самое было в Питере, когда на трамвай махнули рукой.
А потом разобрались, что без трамвая город не проживет. И на этот год Валентина Матвиенко выделила из бюджета Санкт-Петербурга только на капитальный ремонт и восстановление путей 1 миллиард рублей. У нас на эти цели город не выделяет ни копейки. Так же как на капитальный ремонт подвижного состава.
Это длится последние 15 лет. Да трамвайщикам отдай, что положено, и они будут работать, как часы. И сейчас так работаем. Срывы бывают в основном из-за автоаварий, которые происходят перед вагоном трамвая. Вот тогда мы стоим, бывает, по полтора часа. Обращались в ГИБДД с просьбой приезжать в таких случаях побыстрее, ведь люди спешат! А нам отвечают: работы и так много, дойдет очередь – приедем. А пассажиры ругают трамвайщиков.
– Но понятно, что без трамвая город не проживет.
– Поэтому я на всех уровнях говорю, что если общественный транспорт умрет, горожанам мало не покажется. Частник будет диктовать такие цены, какие захочет. Город взвоет. А чтобы воссоздать то, что сейчас есть, надо будет вкладывать огромные средства. Вот так приходится входить в 2007 год. Ульяновск один из городов, который еще сохранил электротранспорт. Он развалился в Астрахани. В Воронеже было крупнейшее электротранспортное предприятие в России, сейчас оно тоже на грани краха, в миллионном городе сохранилось всего 20 вагонов. В Ростове уже начали восстанавливать то, что было разрушено. Это всегда труднее, чем сохранять. На сегодняшний день у нас 80 процентов трамвайных вагонов можно списывать. Они перешагнули через двойной гарантийный срок, который дает завод.
– Это опасно, наверное?
– Для того мы и работаем, чтобы не было опасно. Проводим капитальный, восстановительный ремонт – то, под что нам не дается ни копейки. И сегодня наш троллейбусный парк в левобережье в значительно лучшем состоянии, чем троллейбусы в Пензе, Саранске. В Чебоксарах отличный парк, но он имеет хорошую поддержку из бюджета. А что у нас? Один чешский вагон стоит 16 миллионов рублей, наш – 8,5. В Ульяновске 265 пассажирских вагонов. Если их заменять на новые, получится фантастическая цифра.
Поэтому я говорю: надо сохранить то, что есть. Возьмите программу «Дороги». На трамвайные пути в ней нет ни копейки.
Трамвайную ветку до улицы Репина мы сделали практически за свой счет, за счет энтузиазма и профессионализма наших сотрудников. Мы составили целевую программу сохранения и развития электротранспорта, трижды подавали ее во властные структуры. Вопрос и сегодня не снят, к нему обещали вернуться после первого квартала, заниматься этим надо срочно! Придет время, и состояние электротранспорта будет такое, что в него нужно будет вкладывать, и начнут вкладывать. Потому что город без трамваев жить не сможет.