Завтра в Городской Думе состоится очередное заседание, на котором, в частности, вновь планируется рассмотреть вопрос о взаимоотношениях МУП «Теплоком» и МУП «Городской теплосервис» с производителем тепла – «Волжской ТГК». Энергетики уже подали иски о банкротстве муниципальных предприятий из-за их миллиардных долгов за энергоресурсы, и завтра депутаты должны будут выработать собственную позицию по данной проблеме. А что по этому поводу думают сами энергетики? В преддверии заседания Думы – интервью с Василием Никоновым, генеральным директором «Волжской ТГК» (на снимке).
– Президент Путин велел заморозить долги Ульяновска перед энергетиками на 15 лет. Почему «Волжская ТГК» и «Ульяновскэнерго» подали иски в суд, требуя банкротства «Теплокома» и «Городского теплосервиса», если 15-летний срок еще не истек?
– На самом деле президент сформулировал задачу иначе. Предполагалось реструктурировать весь долг, накопленный до 2002 года, на 15 лет, чтобы эти долги не являлись основанием для введения ограничений. Но Ульяновск не исполняет условий, поставленных президентом. В заключенном соглашении о поэтапном погашении долгов определено, что отсрочка предоставляется в обмен на несколько условий: во-первых, полная оплата текущего потребления энергии, а во-вторых, ежегодная оплата 1/15 долга. Этого городскими властями не делалось и не делается.
Необходимо отметить, что первые платежи по соглашению начались с избранием губернатора Сергея Ивановича Морозова. В 2005 году было оплачено 25% от необходимой годовой суммы. За 2006 г. платеж был закрыт полностью, но с момента подписания соглашения городскими коммунальщиками было накоплено еще около 800 миллионов рублей долга, и процесс воспроизводства долга из-за неумелого, я считаю, хозяйствования и безответственности постоянно продолжается. Понятно, что если не разрешить эту ситуацию сейчас, то задолженность будет только расти, затягивая город все глубже в пучину неплатежей. Мы ждем денег за произведенную энергию уже несколько лет и не можем ждать дальше. Ведь у «Ульяновскэнерго» и «ТГК» есть свои кредиторы, и мы устали им объяснять, что своих денег они не увидят из-за нашего покладистого отношения к симбирским тепловым перепродавцам-неплательщикам. Покажите мне хоть еще одного производителя продукции, который согласился бы в этих условиях ждать дольше и слушать обещания, что все как-нибудь наладится. При этом мы целый год пытались достичь договоренностей о приемлемых вариантах управления теплосетевыми активами Ульяновска со стороны «ВоТГК», однако ни одно из достигнутых решений по данному вопросу со стороны города не исполнялось. Банкротство, к сожалению, – это единственный законный способ изменить сложившуюся ситуацию.
– Существует мнение, что одна из причин создания трехмиллиардного долга – это завышенные тарифы. Также есть версия, что готовящееся банкротство – это операция городских властей, которые сначала разрешают повышать тарифы, а потом передают городское имущество за бесценок.
– Тогда получается, что в этом энергетическом заговоре участвовали все местные власти за последние 15 лет – просто масонский заговор, который давно должна была раскрыть ФСБ. Фактически большая часть долгов МУП «Теплоком» и МУП «Городской теплосервис» накоплена с 1993 по 2001 год. То есть в этой логике в сговоре с энергетиками должен был быть прежде всего губернатор Горячев, но всем известно, что к РАО «ЕЭС России» он, мягко говоря, не благоволил. Долги копились и при Шаманове, и при Романенко, и при Ермакове. При этом наши тарифы проходят федеральную проверку и поэтапное утверждение.
Вопреки обвинениям в нашей закрытости государство очень жестко следит, чтобы монополисты не начисляли потребителю лишний рубль для оплаты. Причина долга, повторяю, в неплатежах.
– В апреле прошлого года предлагался иной вариант решения проблемы «Теплокома» и «Городского теплосервиса», когда «ТГК» взяла бы их в аренду у города. Почему этот вариант не был реализован?
– Действительно, в конце марта 2006 года мы подписали с мэром Ульяновска совместный протокол, предусматривающий передачу в управление энергокомпании городских коммунальных тепломагистралей. Этот проект обсуждался и получил одобрение большинства депутатов Городской Думы Ульяновска на специальных слушаниях, которые проходили по этому вопросу. Губернатор Ульяновской области поддерживал данный вариант решения проблемы. Наше предложение состояло в том, чтобы уже с апреля взять в аренду на 11 месяцев коммунальные тепловые сети для того, чтобы быстрее понять экономику этих предприятий и предпринять дальнейшие шаги по их оздоровлению. После окончания срока аренды предполагалось вместе с властями посмотреть на результаты работы и совместно определить модель управления теплосетями, устраивающую все стороны. Однако подписанный протокол не был выполнен, муниципалитет остановил работу в этом направлении и не предлагает ничего взамен.
– По некоторым сведениям, приводившимся в СМИ, «Теплоком» и «Городской теплосервис» сейчас работают стабильно и даже получают прибыль, а значит, все же могут погасить долг. Зачем энергетикам рубить головы «золотым курицам»?
– Если у них есть прибыль, то почему они не гасят свои долги? Получается, что их прибыль – это те деньги, которые они недоплатили нам – производителям тепла, которое они перепродают потребителю. Это очень сомнительная бизнес-схема получения прибыли. Мы знаем, что у этих «золотых куриц» есть и другие странности, например, в реестре городского имущества не зарегистрированы десятки километров теплосетей, а это явное нарушение законодательства. Кроме того, существует вероятность, что и числящееся за этими перепродавцами тепла имущество будет выведено, а этого уже мы допустить не можем.
– Но почему действия по банкротству предпринимаются именно сейчас – зимой, когда особенно важно нормальное теплоснабжение горожан?
– А летом будет важно провести ремонтную кампанию по подготовке к следующей зиме, закупить трубы и т.д. Энергетика подразумевает, что забот хватает круглый год. Кроме того, процедура введения внешнего управления и банкротства не предполагает, что теплотрассы должны быть запечатаны пробкой на все время судебного разбирательства. Если не будет злого умысла со стороны заинтересованных сторон, то теплоснабжению платежеспособных потребителей в этот период ничто не угрожает. Думаю, что симбиряне будут следить за процедурой банкротства только по газетным статьям и телевизионным репортажам, а на температуре их батарей и наличии горячей воды в кране это не отразится.
– А что будет дальше? Если суд обанкротит «Теплоком» и «Городской теплосервис», то получается, что мы окажемся в ситуации вашей абсолютной монополии на тепловом рынке Ульяновска, когда вы можете диктовать нам любые тарифы?
– Мы очень жестко контролируемся государством. Федеральная службапо тарифам устанавливает предельные индексы изменения тарифов на услуги по производству и транспортировке тепла, а комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в рамках этих индексов устанавливает конкретные тарифы организациям, оказывающим эти услуги. Ключевое слово: государством регулируются услуги; если услуги оказывают десять организаций – значит, десять тарифов, если одна – значит, один тариф.
Причем потребителям, на мой взгляд, выгоднее, когда один, потому как при этом тарифы меньше и прозрачнее. Цена же тепла для населения складывается путем умножения тарифа, принятого областным РЭКом (ныне Комитет по регулированию цен и тарифов. В.Б.), на норматив потребления, который устанавливается городскими властями.
– А что будет с коллективом МУПов?
– Уверен, что если суд примет решение банкротить коммунальных неплательщиков, то без больших потрясений переживут это и коллектив «Теплокома», и коллектив «Городского теплосервиса». Мы ведь не будем вывозить все отсуженные теплотрассы в Самару и не будем перепрофилировать центральные тепловые пункты под казино. Мы просто хотим навести порядок, сломать механизм появления долгов и дальше снабжать по этим тепломагистралям потребителей, а для этого нам понадобится грамотный персонал.