Перед новогодними праздниками в адрес губернатора и председателя Законодательного Собрания Ульяновской области пришли официальные письма из Министерства культуры России: «В период с 12 по 15 января 2007 года на Трафальгарской площади Лондона пройдет фестиваль «Русская зима» при личной поддержке мэра города К.Ливингстона. Идея данного фестиваля заключается в укреплении культурных связей между Россией и Великобританией. Фестиваль приобрел статус ежегодного. В 2006 году фестиваль собрал на Трафальгарской площади Лондона 120 тысяч зрителей.
Организация фестиваля осуществляется при поддержке министерства культуры Великобритании, Федерального агентства по культуре и кинематографии России, правительства Москвы, Посольства России в Великобритании, Посольства Великобритании в России.
Среди участников фестиваля представители различных направлений современной российской культуры. В программе – выступления ансамблей народного творчества «Гжель», «Русская песня» Надежды Бабкиной, Чувашского государственного ансамбля песни и танца, хора Свято-Даниловского монастыря, популярных музыкальных коллективов и исполнителей (Дима Билан, Пелагея, Гарик Сукачев, «Ногу свело», «Токио» и др.). Организаторы уверены, что фестиваль станет мощным инструментом по поддержанию позитивного имиджа России в Великобритании.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии рекомендовало организаторам включить в состав участников фестиваля «Русская зима» в Лондоне в 2007 году ульяновский ансамбль «Казачья душа».
Расходы по приобретению авиабилетов, оформлению виз, страховок и проч. организаторы берут на себя. Не вызывает сомнений, что ваш ансамбль достойно представит на фестивале в Лондоне ваш край и Россию в целом.
Михаил Швыдкой».
За компанию с Биланом
Никогда еще в истории самодеятельной ульяновской культуры не было приглашений коллектива на фестивали такого высокого статуса.
«Казачья душа» известна не только в селах и деревнях нашей области. Коллективу рукоплескали зрители Дании, Турции, Египта, Тайваня. И вот – высочайшее доверие Министерства культуры: представлять Россию на знаменитомфестивале. При непосредственном участии Бориса Зотова, а также руководства Ульяновского управления культуры эта поездка состоялась.
Что уж говорить о восторге участников ансамбля – представителей студенчества Ульяновской сельхозакадемии, УлГУ, училища культуры.
Двадцатилетние юноши и девушки даже представить не могли, что они не просто увидят своего кумира Диму Билана, но будут встречаться с ним за кулисами, выступать на одной сцене перед многотысячной толпой зрителей.
А ульяновцам к тому же пришлось попасть в Лондоне действительно «с корабля на бал». Сразу по прилете в международный аэропорт Хитроу организаторы фестиваля объявили: все ансамбли и исполнители едут оформляться в Королевский национальный отель, а Билан, ансамбль Надежды Бабкиной, Пелагея… и «Казачья душа» отправляются веселить гостей на праздничном ужине во Дворце Гилдхолл, где собрались лидеры политической и деловой элиты Лондона и Москвы.
В огромном сводчатом зале старинного рыцарского замка праздновали открытие фестиваля свыше трехсот человек. Пятьдесят огромных столов со сверкающими приборами, запахи деликатесов, список гостей со знакомыми фамилиями олигархов, деятелей культуры, политики, бизнеса… Никита Михалков, фигуристы Плющенко, Роднина, Слуцкая, гимнастка Хоркина…
Финальную часть вечера по очередности завершали ансамбли «Русская песня», «Казачья душа» и Пелагея. За кулисами шутила Бабкина: «Никогда еще мой ансамбль не был «на разогреве» у самодеятельных артистов. Но тут я не обижаюсь, у меня отец из Ульяновска». Наши волжские казаки пошутили: «Ничего, завтра на площади поменяемся.
Мы по графику будем перед вами».
По Лондону без пробок
Утром следующего дня ульяновцы ехали к Трафальгарской площади и все время удивлялись, почему на улицах нет пробок. На что гид объяснил, что лондонцы предпочитают жить в загородных домах, а на работу едут в Лондон на своих автомобилях только до въезда в город, так как приходится платить очень большие деньги за проезд по столице. А потому все водители далее добираются на метро.
При подходе к сцене наших артистов удивила строжайшая система антитеррористического контроля на входе в концертную зону.
Каждому участнику полагалось надеть на запястье специальный красный браслет с надписью «Артист».
Причем заковыристая защелка позволяла снять его только раз, надеть больше не получится. И будь ты хоть в русском народном костюме, охрана не пропустит. Ведь террорист, допустим, может надеть красную рубаху, а то и лапти, и попытаться выдать себя за какогонибудь ярославского ложкаря, а тут его – цап: «Где «хитрый ремешок»?
Переодевались все артисты в одном большом шатре, натянутом возле сцены. Вот тут уж отвела душеньку вся прилетевшая молодежь.
Девчонки чуть ли не висли на Билане, парни осаждали Макса Покровского из «Ногу свело», музыканты и танцоры достали цифровые фотоаппараты и снимались с Бабкиной, Пелагеей и красавицами из ансамбля «Гжель».
И вот, наконец, над многотысячной толпой усиленный динамиками голос: «Ульяновский ансамбль «Казачья душа»!». Волжане приосанились и вышли на сцену. Грянули походные, шуточные, плясовые… Финальная песня шла под нескончаемый общий многотысячный хор: «Маруся! Раз, два, три, калина!
Чернявая дивчина в саду ягоды рвала».
А потом грянули аплодисменты.
Овация семидесятитысячной толпы!
Как гром водопада, от которого взмыла стая голубей и умчалась к возвышающейся в конце улицы известной всему миру башне Биг Бен.
Затем еще около часа фотокорреспонденты британских изданий просили казаков позировать в бурках на фоне колонны Нельсона и скульптур гигантских львов. А потом было поистине триумфальное шествие участников ансамбля к зданиям парламента и Вестминстерскому аббатству. Возле Биг Бена многие лондонцы долго не отпускали ульяновских казаков, желая сфотографироваться с ними на память.
Снова Трафальгарская площадь…
Узнав, что официальное открытие фестиваля будет проводить мэр Лондона Кен Ливингстон, художественный руководитель «Казачьей души» Виктор Баскаков попросил разрешения у организаторов сделать приятный сюрприз главе города: произвести его в почетные казачьи атаманы, вручив белую бурку, папахус длинным руном и кожаную плеть. Идея режиссерам понравилась.
За полчаса до прихода мэра за кулисы зашла представительница спецслужб Ее Величества Королевы и попросила нашего казачьего руководителя показать, из какого материала папаха. На русско-английском языке ей объяснили, что из овцы. Ощупав шапку и погладив рукой бурку, симпатичная агентесса что-то удовлетворенно сказала в миниатюрный микрофончик и удалилась. Британка, видимо, убедилась, что бедную овечку кормили все-таки травкой, а не полонием, которым англичан в последние недели пугали местные толстые газеты.
Мэр вышел, держа за руку маленького сынишку. Закончив речь, он оглянулся. Через всю сцену к нему плыла белая бурка. Сотня фотографов засверкала вспышками. Толпа радостно взревела – перед ними стоял «атаман Ливингстон». Затем папаху и плетку передали малышу. Шустрый мэрчонок шапку отдал отцу, а плетку спрятал за спину, самому, мол, нужна. Снимки мэра в ульяновском казачьем обличии попали в большинство английских изданий.
Все желающие могут увидеть волжан в интернете, если набрать в поисковой системе «Russian winter festival».
При отъезде из Лондона ульяновским артистам сказали, что вновь ждут их на берегах Темзы.