Сразу оговорюсь, что в области автомобилестроения я – профан. Но думаю, что говорить о генеральном курсе развития Ульяновского автозавода у меня есть право по двум причинам.

Во-первых, как любому жителю Ульяновска мне не безынтересна судьба одного из основных градообразующих предприятий города.

Во-вторых, по специальности я – геолог, и понятно, что судьба моя с ульяновскими вездеходами связана накрепко. С 1965 по 1985 год я возглавлял крупную геологическую структуру, и в буквальном смысле УАЗ был моим домом родным. Когда я служил в качестве Главного госинспектора области по охране окружающей среды и интересы мои лежали, в основном, в области бездорожья, а значит, без УАЗа я как без рук. Уходя на пенсию, я приобрел подержанный УАЗ-31512, подстроил его под себя и сегодня это мой любимый конь.

Наконец правители наши обратились к одной из важнейших российских проблем – автодорогам. И вот что странно: говорили только о выделении средств на строительство дорог. Умные люди уже подсчитали, что для решения проблемы при нынешнем уровне финансирования нам потребуется 140-150 лет. А в это время, когда еще дорог не будет, на чем в глубинке будут ездить? Ведь понятно, что в проблеме строительства автодорог, по меньшей мере, два аспекта: собственно строительство и

создание современного народного вездехода, который характеризуется простотой в изготовлении, простотой в эксплуатации, эффективностью и, главное, низкой стоимостью.

Чем отвечает наш автозавод на вызов времени? Он фактически потерял свою нишу: «буханку» и «додик» вытеснила с рынка ГАЗель (санитарка, микроавтобус, грузовичок). Завод в перспективе ориентируется на «Патриот» и японские грузовики. По-моему, организовать автосборочное производство иностранных авто в российской глубинке – дело, без сомнения, прогрессивное. Но создавать его на производственных мощностях действующего автозавода – вряд ли это делает честь последнему. Сходу напрашиваются фразы: «Сдали позиции без борьбы», «Кризис конструкторской мысли». Что касается «Патриота», то при его стоимости от 13 тыс. не рублей он – вездеход не для нынешнего россиянина. И выходит, что УАЗ вольно или невольно оказывается в стороне от решения одной из важнейших социальных проблем России.

Между тем, на мой взгляд, завод имеет все основания послужить отечеству в трудный момент его истории. У нас есть основа народного вездехода – это, без сомнения, УАЗ -31512. Тут нужно вспомнить историю его создания. Не знаю, по какой причине сознательно создавали гибрид двух моделей: ГАЗ-69 и ГАЗ-69 «А». Напомню: ГАЗ-69 – восьмиместный вездеход с профильным расположением задних сидений, с подъемом которых машина легко превращалась в грузовичок. И сегодня ГАЗ-69 по вместимости не превзойден. ГАЗ-69 «А» («Аннушка») – пятиместный вездеход с поперечным расположением сидений с вместительным багажником сзади; по уровню комфортности он был выше ГАЗ-69. Зачем нужно было создавать гибрид, я и ныне не понимаю. Да, при объединении двух моделей растет число достоинств, но ведь и число недостатков удваивается.

К примеру, мой случай: мне нужна «Аннушка» и что я делаю со УАЗ-31512? Убираю задние боковые сидения, оставляя инструментальные ящики; сзади оборудую багажник в двух уровнях: верхний – на уровне заднего борта, легкий как продолжение салона для легких повседневных вещей, и нижний – для тяжелых грузов, который могу исключить из состава салона (если грузу нужен холод) или обогревать (если нужно).

За четыре года эксплуатации своего УАЗа я с помощью друзей:

– крышу брезентовую заменил на пластмассовую, армированную сталью – попадал после в ураганы и ливни – и ни капли воды в салоне;

– установил в салоне черную пластмассовую панель с «бардачками»;

– обшил черной пластмассой дверцы изнутри;

– поставил черный пластмассовый тюнинг – боковой и спереди;

– спереди установил «мухобойник» – летом после рейса лобовое стекло отмоешь с трудом, а сейчас этой проблемы нет;

– поставил выхлопную трубу с современным глушителем и резонатором;

– поднял передние сидения на пять сантиметров и получил великолепный круговой обзор;

– «дворники» верхнего расположения закрыл специальным черным пластмассовым козырьком, и вид спереди стал лучше;

– зеркала бокового обзора вынес вперед на специальные кронштейны, что оказалось намного рациональнее заводского варианта;

– сделал ряд других мелких переделок.

Если я – не механик по специальности – сумел кое-что улучшить в УАЗе, то представьте себе, какой огромный потенциал уже реализованных усовершенствований хранит в себе армия владельцев УАЗов. И стоит автозаводу через СМИ крикнуть о том, что он готовится к выпуску «народного вездехода» и просит дать свои замечания и советы – какая их лавина обрушится на завод! Пусть 90 процентов их них будут плевелами, но десять процентов – отборнейшее зерно! И все будут, конечно, за дизельный движок, за две самостоятельные модели «народного вездехода».

Главное – надо честно оценить обстановку, которая выглядит для завода совсем не простой:

Вездеходы типа УАЗ-3160, УАЗ-3161 (в т. ч. и «Патриот») выпускают почти все крупные зарубежные фирмы, но их машины более наворочены, нашпигованы электроникой, и богатый покупатель, без сомнения, предпочтет их. Наши новые УАЗы спасает пока сравнительно низкая для зарубежных покупателей цена; для россиян же эта цена неподъемна. На внутреннем рынке нашу нишу спасают пока знаменитые УАЗ-31512, УАЗ-31514 и, наверное, «Хантер».

Такова, видимо, правда, толкнувшая завод на сборку японских грузовиков.

В перспективе ситуация в ближайшее время резко усложнится. Известно, что на территории нашего соседа (г. Елабуга) создается сборочное производство китайского вездехода, при этом массовость его сборки позволить снизить цену его до уровня, сопоставимого с ценами на УАЗы. Японцы объявили о подготовке ими «народного вездехода» с ценой до 5000 не рублей и такие машины могут появиться на российском рынке через три–пять лет.

Казалось бы, на такие вызовы времени российский автопром должен ответить созданием собственного «народного вездехода», главным плюсом которого должна быть цена ниже, чем у японцев и китайцев. И все карты деле должны бы быть в руках Ульяновского автозавода. Но что-то движений в этом направлении не видно.

Мне скоро 70 лет и то, что я тут изложил – взгляд неравнодушного человека моего поколения. Могу допустить, что сегодня рынок и здравый смысл – вещи не всегда совместимые. Но даже я понимаю: когда на российский рынок хлынет лавина дешевых японских и китайских вездеходов, нашему автозаводу ничего другого не останется, как превратиться в сборочную площадку зарубежных автомашин, первый шаг к чему уже сделан. А марка УАЗ, созданная огромным трудом многих поколений ульяновских автомобилестроителей, просто исчезнет.

Нас беспокоит такая перспектива? Или нам все по фигу?

Иван Мирошников,

почетный разведчик недр РФ