Фестиваль «Русская зима в Лондоне проходит не первый год» Ко в этот раз в столице Великобритания впервые на одной сцене с профессионалами выступили самодеятельные артисты, И это были наши люди – ульяновцы.
Мы уже писали об ансамбле «Казачья душа», руководит которым бывший советник по культуре бывшего губернатора Шаманова Виктор Баскаков. Именно «Казачьей душе» и довелось «зажигать» на знаменитой Трафальгарской площади в самом центре британской столицы.
Тринадцатая столица
– Если честно, в Лондон мы попали, можно сказать, в последний момент, — рассказывает Виктор Баскаков. — Когда в Министерстве культуры России утверждали списки артистов для «Русской зимы», встал вопрос: а кого отправим в качестве «оригинального жанра»? И тут один референт из министерства вспомнил наши выступления на Тайване. Так и решился вопрос о нашей поездке. А уж мы решили – кто из нас поедет. Помнится, восемь человек ездили в Египет, столько же — на Тайвань. Так вот, чтоб не было обидно, в Лондон поехали оставшиеся восемь человек. А вообще, стоит сказать, что никогда ещё в истории самодеятельной ульяновской культуры не было приглашений на фестивали такого высокого статуса. Чем мы и гордимся. А почему нет? Кстати, я побывал в двенадцати столицах мира. Но больше всех полюбил тринадцатую — Лондон. Это что-то!..
Дворец -королевский, водка- зеленая
— Так вышло, что мы попали с корабля на бал, – продолжает Виктор Викторович. — Основная часть артистов отправилась отдыхать, а мы, Надежда Бабкина и Дима Билан поехали в один из дворцов британской монаршей семьи — Гилдхолл. Вход туда был по спискам. Внутри мы обнаружили пятьдесят столов, уставленных всевозможными яствами, а за ними — до боли знакомые лица ну очень известных российских олигархов и прочих деятелей, включая фигу-ристов Плющенко и Роднину. За кулисами Надежда Бабкина обмолвилась в сторону наших: «Никогда ещё мой ансамбль не был «на разогреве» у самодеятельных артистов. Но я не обижаюсь, у меня отец из Ульяновска».
Уже потом, на выходе, всем вручали пакеты с деликатесами и водкой «Зеленая марка» — как потом выяснилось, всю эту вакханалию (в хорошем смысле) спонсировали именно они. Видать, крутая марочка.
К Шерлоку Холмсу на метро
Самым большим откровением (и удивлением) для наших стал тот факт, что в центре Лондона машин меньше, чем… на Гончарова. Но им объяснили причину. Оказалось, что плата за проезд в черте города столь высока, что даже очень состоятельные люди ездят на метро. Прикиньте; шеф Би-Би-Си скромненько садится в электричку. Не представляете? А это правда.
. — Так же свободно мы ехали и по знаменитой улице Пикадилли, — вспоминает душа «Казачьей души». — Наведались и по легендарному адресу «Бейкер стрит, 221-6», где «жил» Шерлок Холмс.
Права человека… в наручниках
Утром 13 января, в день концерта на Трафальгарской площади, наших артистов ждал еще один «культурный шок» – на них надели… наручники. Правда, не настоящие. Специальный красный ободок из смеси пластика с чем-то еще. Причем, надевали его сотрудники охраны с предупреждениями
— мол, не снимайте, а то не сможете надеть снова. Вот все и ходили в
этих ремешках с надписью «артист». А на вопрос: «Почему бы не заменить «наручники» привычными бейджиками?» — охранники отвечали: «Как! Это же нарушение прав человека! Имя
– информация конфиденциальная, и выставлять его на всеобщее обозрение — неправильно». Что же до ремешков, то наш собеседник добавляет:
– Они боятся террористов. Ведь террорист, допустим, может надеть красную рубаху, а то и лапти, и попытаться выдать себя за какого-нибудь ярославского ложкаря, а тут его — цап — где «хитрый» ремешок?
Сменяли плетку на… автобус
Узнав, что официальное открытие фестиваля будет проводить мэр Лондона Кен Ливингстон, руководитель «Казачьей души» попросил разрешения у организаторов сделать приятный сюрприз главе города — произвести его в почётные казачьи атаманы, вручив белую бурку, папаху с длинным руном и кожаную плеть. Идея режиссёрам понравилась. Но за полчаса до прихода мэра за кулисы зашла представительница спецслужб Её Величества Королевы и попросила показать, из какого материала папаха. На русско-английском языке ей объяснили, что из овцы.
— А я возьми и добавь, — вспоминает, смеясь, Баскаков, -мол, кормили овечку полонием. Спецагентша с минуту молчала, а потом как заржет — аж стены затряслись.
***
Мэр Лондона сэр Кен Ливингстон вышел, держа за руку маленького сынишку. Все думали, что это внук – все-таки сэру 65 лет. Ан нет — сын. Ливингстон — вообще, личность эксцентричная. Однажды его на месяц отстранили от должности — за оскорбление еврейского журналиста. В другой раз он закрыл киоск на Трафальгарской площади, торгующий птичьим кормом: типа, голуби одолели — обгадили исторические места. А еще он заступается за геев и лесбиянок и говорит, что «капитализм унес больше человеческих жизней, чем… Гитлер». И это мэр Лондона — столицы страны, считающейся колыбелью капитализма!
Едва сэр мэр закончил речь, как сзади к нему подскочил Виктор Баскаков и под рев 75-тысячной толпы водрузил на него казацкую бурку и папаху, а в руки сунул казацкую плеть.
— В свое время за 550 рублей
купил, – говорит Виктор. – А, не жалко, Тем более, что сразу после этого Ливингстон объявил, что дарит Москве новый двухэтажный автобус — омнибус, значит. Понятно, что это было предусмотрено, но внешне получилось, будто мэр сделал свой подарок в ответ на наш. А снимки мэра в казачьем обличий попали в большинство английских изданий.
Оффсянка, сэр!
Опытная официантка в отеле, увидев Баскакова, мгновенно вы- числила его национальность и подошла со словами: «Оффсянка, сэр!».
– Прямо как в кино, — гово- рит он. — А ведь приятно-то как Судите сами: сижу я, ла- потник из Больших Клю- чищ, в грубом свитере, а ко мне барышня со сверкающим подносом: «Не угодно ли сэру кашки от-кушать?». А я эту овсянку на дух не переношу. Но что делать: Англия — страна незыблемых тради-ций. Пришлось «отку- шать». А вообще, еда там была отменная. И пиво гоже. Конечно, мы не могли не зайти в хвале- ные английские пабы. Од- нако пивко там «кусается» — пинта стоит 5 фунтов. Впрочем, есть еще студенческие пабы. В одном из таких мы втроем (!) по-обедали с тем же пивом плюс красное вино, а заплатили… 3 фунта 30 пенсов! Во как к сту-дентам относятся!
А еще девчонки из «Казачьей души» чуть в обморок не попадали, когда на распродаже увидели настоящие английские сапоги за… 300 рублей — в переводе на наши деньги, разумеется. Ну, где бы еще они смогли купить такую крутизну за такие гроши, как не в Лондоне? Короче, девчонки остались довольны.
— Бог с ней — с едой и шмотками, – вставляет Баскаков. — Лондон, прежде всего, запомнился нам почти стерильной чистотой. В парках там бегают белки и едят с рук, а на улице можно запросто увидеть джентльмена, выгуливающего на поводке… хорька!
Гудбай, Британия!
Когда уезжали, в аэропорту Хитроу «Казачью душу» обшмонали по полной. У Баскакова изъяли бутылочку портвейна, у одной из его воспитанниц отобрали лак для волос. А объяснили тем, что сейчас появилась «жидкая взрывчатка», и они не хотят рисковать — вдруг это она.
А когда шасси самолета оторвались от бетонки, наши почти сразу попали… в ураган Кирилл, только-только начинавший куролесить над Европой, Слава богу, обошлось. К тому же, обходительные стюардессы «Британских авиалиний» умеют успокоить. К примеру, подать традиционный английский чай.
— Одна чернокожая бортпроводница дивилась русской сообразительности, – не без гордости поведал нам Виктор. -Мы, когда в Лондон летели, пересекли несколько часовых поясов. Вылетели в 17.00, летели 5 часов, а прибыли в… 18.00. Так вот, через каждый час было ровно 17.00. Пояса-то менялись. И мы, пользуясь случаем, напоминали стюардессам про «файв-о-клок». Просто пирожные вкусные к чаю подавали. И всякий раз им приходилось приносить нам чай — традиция! Вот стюардесса-негритяночка и молвила тогда: «Да, на вас, русских, даже время работает!». На что мы дружно ответили: «А как же! Это вам не овсянку лопать!».