В известном смысле история – это глина, из которой люди лепят происходящие с ними события, процессы, свершения, а по большому счету – лепят свою жизнь. Успех же приходит к тем, кто сумел сделать эту глину пригодной для использования, сумел сделать ее пластичной, отзывчивой на свои устремления и, одновременно, упругой на разрыв, когда что-то из нее уже слеплено. Если же глина непромешана, слишком жидка или, наоборот, рассыпается прямо в руках – слепить из нее что-то стоящее вряд ли получится.

Новейшая история Ульяновской области непроста.

От экономического бума семидесятых-восьмидесятых годов, относительной стабильности начала 1990-х она постепенно по целому ряду как объективных, так и субъективных причин перешла в разряд неуспешных регионов России.

Следует отдать должное последним двум годам, когда этот пресловутый комплекс региональной неполноценности стал уходить и у людей стали появляться надежды на лучшее будущее.

Но при всем этом нельзя не видеть и того, что перелом к лучшему пока только обозначен, основы для дальнейшего экономического подъема только формируются. А его успех зависит от совместных усилий всех элементов того, что принято называть обществом: органов власти, экономически активных хозяйствующих субъектов, политических и общественных структур, средств массовой информации, всего населения. Заглавную же скрипку при всем при этом призваны играть, прежде всего, органы государственной власти, поскольку замес «глины», читай – создание благоприятных условий для жизни людей, бизнеса и развития демократического процесса, – в первую очередь именно их прерогатива.

Применительно к нашей области эти задачи должны решать Законодательное Собрание и исполнительная ветвь власти в лице губернатора и правительства области.

Вот и попытаемся обозреть хотя бы часть того поля проблем, которое наличествует нынче в нашем регионе, а заодно и присмотреться к тем факторам, которые могут и должны сделать «глину» доброкачественной, а разруливание существующих проблем успешным. Не претендуя на полноту предлагаемого анализа, хотелось бы пригласить читателей газеты к разговору о том, как лучше нам прожить начавшийся год.

Предвыборные бури

И здесь внимание, прежде всего, необходимо обратить на политические перспективы наступившего 2007 года, которые обещают быть непростыми. Наиболее значимыми факторами, безусловно, станут предстоящие выборы нового состава Государственной Думы РФ, вслед за которыми сразу же начнется кампания по выборам президента России. А для нас в качестве еще одного будоражащего фактора станет и то, что 2007 год – это четвертый, по сути завершающий, год работы Законодательного Собранияобласти нынешнего созыва, вслед за которым пройдут выборы нового его состава. Все это с высокой степенью вероятности повлечет за собой обострение политической борьбы, которая неизбежно выльется в интенсивные PRкампании существующих политических сил. Судя по всему, основными игроками на предвыборном поле будут региональные отделения таких политических партий, как «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР, и примкнувшие к ним некоторые самодеятельные группы заинтересованных политических формирований. Процесс этот, как говорится, вполне нормальный, естественный, но он несет в себе и достаточно серьезную угрозу – неизбежно породит волну, если не лавину, критики, которая в очередной раз может захлестнуть и потопить все проявившиеся было положительные сдвиги в областных общественных настроениях. О политической сдержанности и корректности говорить в нынешних российских реалиях пока трудно. Каждая из сторон неизбежно будет искать и находить упущения, проблемы, недостатки в самых различных сторонах региональной и общероссийской жизни, и их объем, хлесткость и несоразмерность вполне могут затопить сколько-нибудь здравое понимание происходящего в регионе. И это, надо заметить, представляет собой одну из самых грозных опасностей для области, поскольку опять может возродиться к бытованию «комплекс нашей неизбежной отсталости».

В этом ракурсе, думается, был бы небесполезен своеобразный договор между политическими игроками о взаимной сдержанности, но вряд ли он осуществим на практике.

Ребусы экономики

Кроме политических проблем наступившего года, серьезен круг и социально-экономических вопросов, которые остро влияют на ситуацию в области и настоятельно требуют своего разрешения. А проблем на самом деле немало.

И, как представляется, одна из важнейших среди них – необходимость дальнейшего наращивания объемов и темпов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. В последние два года положительная динамика здесь появилась, однако ряд отраслей пока находится в нерадостном состоянии.

Тревожит вымывание ульяновской продукции с прилавков магазинов, что особенно заметно в продовольственном сегменте, где сегодня, к примеру, только один литр молока из пяти продаваемых произведен в Ульяновской области, остальныеже четыре привезены из других регионов России. Еще несколько лет назад область практически полностью обеспечивала себя сахаром, сегодня же более половины продаваемого сладкого товара также ввозится изза пределов региона. Невольно напрашиваются мысли о стратегическом подходе как в этом секторе экономики края, так и вообще о его продовольственной безопасности. Разве в этом нет очевидной необходимости, тем более что природные и иные условия вполне позволяют производить самые ходовые товары и продукты у себя в области.

Грустно об этом писать, но на этом фоне раз за разом возникают еще и новые, порой даже неожиданные, проблемы. Вот наступил 2007 год, но вместе с новогодним весельем он принес и далеко не радостные новости о повышении тарифов на электроэнергию, причем очень резком, особенно для юридических лиц. Как быть сельчанам?

Вполне естественно на этом фоне встает вопрос о необходимости усиления поддержки наших сельских товаропроизводителей. Вопрос вроде бы и очевидный, но часто наталкивается на почти непреодолимые препятствия, стандартным обоснованием которых чаще всего служит внешне весьма солидный аргумент – есть, мол, общероссийский рынок, вот пусть он здесь все и регулирует. Но ведь тут нужен более глубокий анализ. Рынок рынком, а за сухими цифрами сокращения поголовья скота, значительно упавшего по сравнению, скажем, с советскими временами, объемов производства сельскохозяйственной продукции скрываются судьбы конкретных людей, целых населенных пунктов. Правде надо уметь и в глаза смотреть: во многих селах области остаются практически одни пенсионеры. И это неизбежно влечет за собой самые негативные социальные, да и экономические, последствия для области.

Поэтому при всей непопулярности так называемой протекционистской политики, она в разумных пределах необходима.

В этом же ряду стоит и проблема отрицательной демографической ситуации: ежегодно в области рождается почти вдвое меньше людей, чем умирает. Причин для этого существует немало, но все же определяющая из них уровень и качество жизни, потому, судя по итогу, социальная политика требует совершенствования. И вряд ли это смогут решить разовые акции, здесь нужна планомерная повседневная работа всех причастных к этой проблеме органов и служб, нацеленная на поддержку молодых семей в их обзаведении жильем, получении работы, места в детском дошкольном учреждении.

Очень сложным и даже запутанным оказался в нашей области и вопрос с тарифами на услуги жилищно-коммунального комплекса. Несмотря на многочисленные призывы, попытки привлечь аудиторские фирмы для определения их экономической целесообразности и обоснованности, работа эта так и остается невыполненной. Тарифы же, повинуясь им одним ведомой логике, продолжают не только ползти, но еще и подпрыгивать все выше и выше. Депутаты Законодательного Собрания не раз уже очень остро и предметно заостряли эту проблему, продолжают настаивать на прозрачности и «понятности» всех происходящих тут перемен. Но осуществлено это может быть лишь при ясной позиции и заинтересованности еще и соответствующих органов исполнительной власти.

Но здесь пока настоящего взаимопонимания не получается, и это – одна из острых задач года текущего.

Или городской транспорт.

Все видят, что положение здесь далеко не блестящее.

Наводнение города маршрутками в девяностых годах свою роль выполнило, сняло остроту дефицита транспортных средств, но зато окончательно подорвало автобусное, да, по большому счету, и трамвайное дело. И сегодня ситуация, в частности, в Ульяновске, очень неопределенная: что делать дальше? По-прежнему ориентироваться на маршрутки или поддерживать, развивать трамвай и восстанавливать автобусный парк? При этом надо учитывать и мировой опыт, который однозначно свидетельствует о приоритетности прежде всего электрического транспорта и, с другой стороны, голосует в пользу автобусов, которые не столь опасны с точки зрения аварийности и гораздо оптимальнее по своей экологичности. Всесторонне обдумать ситуацию должны, безусловно, специалисты исполнительных органов власти и местного самоуправления, но решение может и должно быть принято с обязательным участием депутатов, как городских, так и областных.

Лучше в целом обстоят дела с приоритетными национальными проектами, но и здесь возможностей для совершенствования очень много.

Решая важные конкретные проблемы здравоохранения, образования, приобретения техники для села, они, в то же время, нередко оказываются как бы в стороне от ключевых, определяющих точек, не предусмотрев и не решив которые, невозможно добиться успеха в стратегическом плане. Применительно к системе образования, в частности, имеется в виду необходимость повышения качества образования, создания действенных мотивационных стимулов для профессионального роста как преподавателей, так и учащихся, и студентов, разумный подход к материальной базе этой сферы. Взять, к примеру, детские дошкольные учреждения, с каким олимпийским спокойствием общество и власть наблюдали, как многие из них в 90-е годы закрывались, перепрофилировались, исчезали.

Да, это дело прошлое, тогда и речи еще о нацпроектах не велось. Но вот пришло время, когда приходится создавать заново детские сады, осуществляя работу буквально с чистого листа. А это огромные затраты, огромные дополнительные сложности. Зачем, почему так случилось? А разве нельзя было государственным взглядом посмотреть хотя бы на десять лет вперед? Ведь вполне можно было найти какие-то способы, чтобы пусть и с потерями, но сохранить созданную в былые годы базу.

А сегодня практически аналогичная ситуация возникает со школами и учреждениями здравоохранения. Да, оптимизация расходов на их содержание – штука важная.

Но позакрываются школы в селах, исчезнут фельдшерские пункты и стационары – от этого улучшится самочувствие населения? Понятно, что простых решений тут не найти, но их нужно искать тщательно и настойчиво. Советоваться со специалистами разного уровня, с народом и пытаться конструировать такой формат окружающей нас социальной реальности, который бы оптимально сочетал возможности и потребности общества. И в этом состоит одна из самых главных составляющих того общественного служения, имя которому – осуществление власти должностными лицами и законотворческая деятельность депутатов.

Депутатское служение

Между тем многиепривыкли, что депутат – это вроде палочки-выручалочки: прохудилась крыша – обратимся починит, надо спонсировать какое-то мероприятие – снова обращаются. Да, за все это депутаты, как и другие благотворители, заслуживают благодарности и уважения, но все же не в этом состоит суть депутатского долга. У него две самые главные задачи: представлять интересы избирателей в органе государственной власти, формируя его деятельность таким образом, чтобы она в максимальной степени способствовала их интересам; и вторая задача – участвовать в законотворчестве, проявлять для этого инициативу, творчество и настойчивость.

Чтобы законы работали реально и действенно, улучшали ситуацию в области.

Упрекать депутатский корпус ЗСО в том, что он это делает недостаточно или плохо, было бы несправедливо. В последние годы Законодательное Собрание стало более профессиональным. Без глубокого анализа уже не проходит ни один выносимый на обсуждение законопроект или вопрос. Депутаты с поддержкой аппарата ищут ответы на все вопросы, используя весь доступный им ресурс.

В этом плане идет тесная работа с органами областной исполнительной и муниципальной власти, наиболее жгучие вопросы обсуждаются на широких компетентных форумах, каковыми являются экономический и женский советы при председателе Законодательного Собрания, регулярные депутатские слушания, правительственные часы; депутаты постоянно работают в своих избирательных округах, внимательно изучают и анализируют письма, поступающие в Законодательное Собрание. И надо заметить, что вполне объективные и строгие цифры итогов работы говорят о том, что год от года растет и число принимаемых законодательных актов, и их качество.

Если в 2005 году появилось 168 областных законов, то в недавно завершившемся – 218. Но резервы все же существуют и здесь. Вполне логично и естественно, что понимание проблем должно находить свое продолжение в законах, в том числе авторских, тексты которых написаны самими депутатами или с их участием. Такая практика в Законодательном Собрании складываться начала, и хочется, чтобы таких законов было больше.

При всех сложностях, кото рые имеются в области, край наш вполне созрел к тому, чтобы совершить свой важный и большой шаг по пути социально-экономического прогресса.

И очень важно, чтобы его голова была все время светлой, разумной при принятии решений и настойчивой, последовательной в их реализации. Но успешным этот процесс может быть только в максимальном сотрудничестве всех ветвей власти, муниципалитетов, сектора реальной экономики и населения.